СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ Хабаровского края и Еврейской автономной области 48 лет со дня основания

26 мая состоялось заседание Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО

31 мая 2021 г.

26 мая под председательством ректора Тихоокеанского государственного университета профессора Сергея Николаевича Иванченко в формате видео-конференц-связи прошло очередное заседание Совета ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области. 

 На заседании Совета ректоров обсуждались следующие вопросы:

 1. Проблема обеспечения безопасности пребывания студентов в вузе. Об антитеррористической защищенности объектов вуза.

Докладчик: Константин Александрович Волков, директор Дальневосточного филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия».

 2. О реализации программ по УГСН «Образование и педагогические науки» в контексте национального проекта «Образование».

Докладчик: Наталья Геннадьевна Баженова, ректор ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема».

 3. Разное.

По первому вопросу выступил директор Дальневосточного филиала ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия» Константин Александрович Волков, который отметил, что обеспечение безопасности учащихся высших образовательных учреждений признано одним из важнейших направлений работы руководства страны и системы образования в целом.

Под безопасностью пребывания студентов в вузе следует понимать надежную и обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства (включая силовые структуры и спецслужбы) защищенность законных прав и интересов учащихся вузов от угроз, материальных и иных ущербов. Таким образом, безопасную среду учащегося вуза можно определить как систему мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты студента от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния вуза, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций.

В целях выявления состояния обеспечения безопасности пребывания студентов в вузах региона было проведено анкетирование студентов вузов Хабаровского края, ЕАО и Магаданской области. В анкетировании приняли участие 1324 студента из 8 вузов.

Основными задачами, решаемыми в ходе исследования, стало выяснение мнения студентов:

о важности проблемы обеспечения безопасности пребывания обучающихся в вузах; 

  • антитеррористическая защищенность вуза;
  • защищенность студента от насилия и других посягательств в вузе;
  • взаимоотношение с сотрудниками охраны института:
  • источники знаний респондентов о фактах правонарушений и их видах;
  • личном опыте о фактах посягательств в вузе;
  • характеристика/типология посягательств;
  • активность студента по вопросам содействия обеспечения безопасности в вузе;
  • возможные меры по совершенствованию системы обеспечения пребывания студентов в вузе. 

Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствуют о том, что подавляющее большинство обучающихся вузов региона чувствуют себя полностью защищенными в стенах учреждений высшего образования Хабаровского края, ЕАО и Магаданской области, однако считают очень важной и требующей усиления и совершенствования системы профилактических мер, направленных на информирование о профилактике преступлений, об антитеррористической защищенности.

Обращает на себя внимание активная жизненная позиция респондентов по готовности оказать помощь милиции и администрации вуза в обеспечении себя и других студентов от преступлений.

С целью повышения качества обеспечения криминологической безопасности пребывания студентов в вузах Хабаровского края, ЕАО и Магаданской области Совет принял решение:

  • администрации высших образовательных учреждений региона продолжить работу по неукоснительной реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 № 1421; 
  • рекомендовать руководителям высших образовательных учреждений Хабаровского края, ЕАО и Магаданской области рассмотреть возможность применения на постоянной основе разработанной Дальневосточным филиалом Российского государственного университета правосудия методики оценки безопасности пребывания студентов вузе в практике работы вузов региона;
  • рассмотреть возможность проведения межвузовского обучающего семинара с заместителями (помощниками) ректоров по безопасности и воспитательной работе по вопросам обеспечения безопасного пребывания студентов в вузе с учетом современных организационно-правовых средств (2021/2022 уч. год). 

По второму вопросу выступила ректор ФГБОУ ВО «Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема» Наталья Геннадьевна Баженова.

В докладе «О реализации программ по УГСН “Образование и педагогические науки” в контексте Национального проекта “Образование”» Наталья Геннадьевна отметила, что мероприятия Национального проекта «Образование» включают в себя работу по направлениям:

  • совершенствование образовательной инфраструктуры;
  • повышение профессионального мастерства педагогических работников и управленческих кадров;
  • развитие содержания образования.

Данные направления в полной мере учитываются вузами региона при подготовке педагогических кадров. Можно констатировать, что все университеты встраиваются в систему целей Национального проекта «Образование», в компоненты результатов по отдельным Федеральным проектам:

  • готовят студентов к работе по развитию талантов детей через специальные дисциплины учебного плана (АмГПГУ, ПГУ им. Шолом-Алейхема, СВГУ, ХГИК) и курсы по выбору (ТОГУ) – Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;
  • обеспечивают возможность через освоение образовательной программы студенту в будущем работать в системе дополнительного образования, в детских технопарках «Кванториум» (АмГПГУ, ПГУ им. Шолом-Алейхема, ТОГУ) – Федеральный проект «Современная школа»;
  • у студентов формируются компетенции по созданию и внедрению в школах цифровой образовательной среды через специальные дисциплины учебного плана (АмГПГУ, ПГУ им. Шолом-Алейхема, СВГУ, ХГИК) и факультативные дисциплины (АмГПГУ, СВГУ, ХГИК) – Федеральный проект «Цифровая образовательная среда».

Многие вузы принимают участие в региональных и всероссийских чемпионатах Ворлдскиллс (АмГПГУ, ТОГУ, ПГУ им. Шолом-Алейхема) по компетенциям «Преподавание в младших классах», «Дошкольное воспитание»); отдельные вузы имеют материально-техническую базу в соответствии с инфраструктурными листами (ПГУ им. Шолом-Алейхема, ХГИК, АмГПГУ (частично)); в планах развивать участие в указанном конкурсе у вузов (АмГПГУ, ПГУ им. Шолом-Алейхема, ТОГУ, ХГИК) – Федеральный проект «Молодые профессионалы».

В рамках Федерального проекта «Социальные лифты для каждого» вузы участвуют в конкурсах платформы «Россия – страна возможностей»: «Я – профессионал» (ПГУ им. Шолом-Алейхема, СВГУ, АмГПГУ), «Время карьеры» (ПГУ им. Шолом-Алейхема), «Моя страна – моя Россия» (ПГУ им. Шолом-Алейхема, АмГПГУ), «Учитель будущего. Студенты» (ПГУ им. Шолом-Алейхема, АмГПГУ, ТОГУ), «Профстажировки 2.0» (АмГПГУ, СВГУ), Всероссийский конкурс «Лига вожатых» (ТОГУ), «Твой ход» (СВГУ, ПГУ им. Шолом-Алейхема), Всероссийский конкурс молодежных проектов среди физических лиц» (СВГУ).

В части создания условий для развития и поддержки добровольчества (волонтерства) как  ключевого элемента социальной ответственности развитого гражданского общества вузы встраивают в образовательные программы по УГСН «Образование и педагогические науки» дисциплины, направленные на развитие компетенций волонтерства (АмГПГУ, ПГУ им. Шолом-Алейхема, СВГУ, ХГИК), все вузы имеют волонтерские отряды, в которые включены и студенты педагогических направлений подготовки (показатель по проекту 12,9 % граждан России вовлечены в волонтерскую деятельность) - Федеральный проект Национального проекта «Образование» – «Социальная активность».

В ПГУ им. Шолом-Алейхема создан патриотический клуб (в целях Федерального проекта – создание Ассоциации студенческих клубов), в ХГИК планируется создание клуба в 2021-2022 уч. году; в ряде вузов ведется подготовка студентов по осуществлению в школе воспитательной работы патриотической направленности (АмГПГУ, СВГУ, ПГУ им. Шолом-Алейхема, ТОГУ, ХГИК). От 80% до 100% студентов вузов вовлечены в систему патриотического воспитания – Федеральный проект «Патриотическое воспитание». 

Гранты в рамках Национального проекта «Образование» реализует ПГУ им. Шолом-Алейхема (Федеральный проекты «Поддержка семей, имеющих детей», «Современная школа»).

Вузы встраиваются и в реализацию общих задач Национального проекта «Образование»: ряд вузов (ПГУ им. Шолом-Алейхема, АмГПГУ, ТОГУ) реализует направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование – это работает на результат «900 коррекционных школ с обновленной материально-технической базой» в части подготовки кадров для этих школ.

На педагогических направлениях подготовки (бакалавриат/магистратура) обучаются иностранные студенты (ПГУ им. Шолом-Алейхема – 3,1%/25,47% от контингента по УГСН; АмГПГУ – 1,9%/0; ТОГУ – 1,5%/0,6%; CВГУ – 0,7%/1%; ХГИК – 11%/100%) – это работа на задачу «увеличение не менее, чем в 2 раза количества иностранных граждан, обучающихся в вузах»; в части задачи «20% студентов будут осваивать отдельные курсы, дисциплины (модули), в том числе в формате онлайн-курсов (СВГУ; ТОГУ; ПГУ им. Шолом-Алейхема), с использованием ресурсов иных организаций» (ТОГУ).

В целом, можно отметить значимую работу вузов по реализации целей Национального проекта «Образование» в рамках реализации программ по УГСН «Образование и педагогические науки». 

На основании вышеизложенного Совет ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО принял решение рекомендовать вузам Хабаровского края и ЕАО:

  • рассмотреть на ученых советах университетов вопрос «О реализации программ по УГСН «Образование и педагогические науки» в контексте Национального проекта «Образование» и выстроить системную работу по реализации целей указанного Национального проекта;
  • активизировать участие в проектах президентской платформы «Россия – страна возможностей».
  • возродить традицию проведения конкурса Педагогического мастерства для вузов Дальнего Востока, реализующих педагогические направления подготовки (АмГПГУ).
  • активнее включиться в мероприятия проекта «Наука и университеты», запущенного с 2021 года.

 

Екатерина Бабкина