СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ Хабаровского края и Еврейской автономной области 40 лет со дня основания

Из «Отчета о работе совета ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области за 2003-2004 учебный год»

«Совет ректоров… осуществлял свои функции с целью развития высшей школы в соответствии с направлениями развития экономики и социальной сферы Дальневосточного региона, удовлетворения образовательных потребностей его населения. Совет ректоров… координировал работу межвузовских структур и вузовских коллективов, организовывал обсуждение важнейших вопросов, рекомендовал, принимал оперативные решения, осуществлял взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти Хабаровского края, предприятиями и организациями, общественными объединениями…

За отчетный период состоялось 8 заседаний Совета и Президиума Совета ректоров, на которых рассмотрено 16 основных вопросов.

Важнейшим и знаковым для высшей школы края было совместное заседание Совета ректоров с Советом директоров промышленных предприятий, прошедшее с участием губернатора Хабаровского края В.И. Ишаева. Обстоятельный разговор с директорским корпусом был посвящен анализу структуры и уровней подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием в соответствии с потребностями экономики и социальной сферы края, выработке механизмов совместных действий по их совершенствованию.

Организационные вопросы участия вузов края в эксперименте по ЕГЭ обсуждались на Президиуме Совета два раза.

Дополнительно к плановым, рассмотрены следующие вопросы:

  • «О развитии единой информационной образовательной среды Хабаровского края и ЕАО»;
  • «О подготовке к зональному Совещанию руководителей органов управления образования и Совету ректоров вузов Дальневосточного федерального округа (ДФО)»;
  • «О развитии олимпиадного движения в регионе»;
  • «О проекте Федерального закона «О внесении изменений в законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском образовании», «О науке и научно-технической политике»;
  • «О поддержке новых направлений подготовки в вузах края».

Были проведены совещания проректоров: по учебной работе – в Дальневосточном государственном университете путей сообщения; по воспитательной работе в рамках деятельности Совета проректоров по воспитательной работе – на базе практически всех вузов края; по научно-исследовательской работе и информатизации – в Хабаровском государственном техническом университете.

В заседаниях Совета ректоров приняли участие: директора вузовских библиотек; ответственные секретари приемных комиссий; руководители и представители Министерства образования Хабаровского края, Комитета по молодежной политике края; руководители Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Хабаровскому краю; представители других министерств и предприятий края. В выездных заседаниях Совета ректоров – сотрудники Хабаровского государственного технического университета и Биробиджанского государственного педагогического института.

Активным и плодотворным было участие Совета ректоров вузов края: в заседаниях Совета ректоров вузов ДФО (Петропавловск-Камчатский, октябрь 2003 г.; Хабаровск, декабрь 2003 г.; Владивосток, апрель 2004 г.); в Пленуме ДВРУМЦ (Владивосток, апрель 2004 г.); в работе коллегии и совещаниях Министерства образования, Комитета по молодежной политике Правительства Хабаровского края, экономическом, политическом Советах при губернаторе края и мэре Хабаровска; в зональном совещании Минобразования (Владивосток, апрель 2004 г.); в работе коллегии и Межведомственных комиссиях полномочного представителя Президента РФ в ДФО; в работе коллегии и совещаниях Минобразования РФ; в парламентских чтениях Государственной Думы РФ и Законодательной Думы Хабаровского края; в работе Правления и заседаниях Совета Российского Союза Ректоров.

Среди других мероприятий, организаторами или участниками которых являлись Совет ректоров и вузы края, следует отметить международные, региональные и межвузовские конференции и семинары, региональные конкурсы РГНФ и РФФИ, выпуски научных журналов и сборников научных трудов, и материалов конференций, научные конкурсы аспирантов и молодых ученых. Стали традиционными и вышли за пределы края фестиваль «Студенческая весна» (проводимый совместно с Комитетом по молодежной политике Правительства Хабаровского края) и конкурс педагогического мастерства, проводимый Комсомольским-на-Амуре государственным педагогическим университетом…     

В последний год произошла стабилизация вузовских коллективов. Но связано это с небольшим повышением окладов ETC с октября 2003 года, когда заработная плата профессорско-преподавательского состава с учеными степенями стала больше прожиточного минимума. Что же касается молодых преподавателей, учебно-вспомогательного персонала – текучесть кадров по-прежнему очень высока и омоложения персонала в вузах в должной степени не происходит. Все же профессорско-преподавательский и учебно-вспомога­тельный персонал в вузах края сохранены.

Остепененность во всех вузах Хабаровского края за год увеличилась, почти все они приросли докторами наук. С наилучшими результатами это происходило в ХГТУ (7 докторов наук), ДВГМУ (6 докторов наук), ДВГУПС (5 докторов наук). Активно работали диссертационные советы, на базе вузов защищено более 100 диссертаций, из них 11 – докторских. Среди диссертационных советов в вузах наибольшая часть – советы региональные. В течение этого года открылись новые советы в ДВГМУ, КнАГТУ и новые специальности в диссертационных советах ДВГУПС и ХГПУ. Планируется и открытие новых – регионального (право) на базе ХГАЭП и базового (управление инновациями) в КнАГТУ…

Информационно-аналитическая работа получила дальнейшее развитие. К рассмотрению на Совете РСР в октябре 2003 г. была подготовлена «Справка о деятельности высшей школы ДФО». В ДВГМУ подготовлено информационно-аналитическое издание «Проблемы профилактики наркомании в молодежной среде: пути решения». Работа по созданию межвузовского научного журнала «Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке» аккумулировала интеллектуальный потенциал ученых-гуманитариев практически всех вузов Хабаровского и Приморского краев. Начата реализация совместного с газетой «Приамурские ведомости» проекта по выпуску ежемесячной страницы «Высшая школа»…

Работа со студентами является главным нашим делом… Ежегодно вырастают объемы учебного процесса: за счет увеличения контингента студентов, расширения направлений подготовки, разнообразия форм обучения. Ежегодно на Совете ректоров обсуждаются итоги приемной кампании. Много хлопот доставляет апробация эксперимента по ЕГЭ. Пока опыт вузов края не имеет достаточного обсуждения. Предварительные сведения есть лишь о сложностях в комплектовании первого курса… В прошедшем учебном году Совету ректоров удалось сохранить для вузов края право зачисления на 1-й курс по результатам региональных олимпиад, это тоже является элементом эксперимента.

Особое внимание уделялось общественно-политическому воспитанию студентов. Совет ректоров принимает участие в создании Молодежной общественной палаты Хабаровской Законодательной Думы. Представители вузовской молодежи проинформированы о деятельности высшей школы края и ее проблемах, о состоянии нормативно-правового обеспечения работы вузов. Оформлены документы на 37 человек. Работа ведется в тесном контакте с организационным отделом Думы…

Особое значение придается работе вузов по повышению качества профессионального образования, в каждом из них идет кропотливая работа по созданию внутривузовских систем качества. Проходит согласование представителей Совета ректоров в комиссии по комплексной оценке деятельности вузов, процедура взаимной проверки для профессорско-преподавательского состава является обучающей…

Министерством образования РФ проведены комплексные проверки в 6 вузах: Хабаровском и Комсомольском-на-Амуре государственных технических университетах, Комсомольском-на-Амуре государственном педагогическом университете, Хабаровской государственной академии экономики и права, Хабаровском государственном институте искусств и культуры и Биробиджанском государственном педагогическом институте. В проверках всегда принимают участие ректоры, проректоры вузов. Все вузы подтвердили свой статус, продемонстрировав увеличение показателей деятельности…

Повышение качества профессионального образования, увеличение его соответствия потребностям регионального рынка труда – такие задачи поставил перед высшей школой Президент РФ В.В. Путин в своем послании Федеральному Собранию. Президент подчеркнул, что по фундаментальности российское образование является ведущим в мире. Вузы края, объединяя учебный процесс с исследовательской работой, добиваются укрепления фундаментальности профессионального образования. Наиболее успешно этот процесс, при активном взаимодействии с Дальневосточным отделением Российской академии наук, проходит в ХГТУ, ДВГУПС, ХГПУ, ХГАЭП, КнАГТУ, КнАГПУ. Необходимо и дальше продолжать эту работу, добиваясь оформления ее в формирование Хабаровского государственного (классического) университета…

Данные последней переписи населения свидетельствуют, что по возрастному составу Дальневосточный федеральный округ моложе других регионов. Больше, чем по России, у нас доля населения в «трудоспособном возрасте» и «моложе трудоспособного». В то же время, по уровню профессионального образования Дальний Восток отстает от России в среднем: распределение населения по уровню образования – в пользу начального и среднего профессионального: 67,6 % в России и 69,9 % на Дальнем Востоке.

Вузы края имеют устойчивые связи с рынком труда, поскольку располагают целевыми заказами на подготовку специалистов от предприятий всех форм собственности, муниципальных органов власти. Но демографическая ситуация ухудшается и нам надо готовиться к «демографической яме» – перестраивать структуру обучающихся в пользу переподготовки, повышения квалификации, подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре.

Интересный шаг в направлении перестройки деятельности вуза сделан Комсомольским-на-Амуре техническим университетом, выделены ориентиры в создании наукоемкой продукции. В крае становится возможным создание инновационного университета, или университета инновационных технологий. Возрастающее качество профессионального образования в этом случае будет обусловлено созданием наукоемкой продукции и ее кадровым сопровождением…».

Как Вы относитесь к введению в РФ двухуровневой системы высшего образования - бакалавриат и магистратура (Болонская система)?

(опрос начат Авг. 16, 2010)