СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ Хабаровского края и Еврейской автономной области 40 лет со дня основания

Из «Отчета о работе совета ректоров вузов Хабаровского края за период с декабря 1994 года по ноябрь 1999 года»

«…За 5 лет состоялось 62 заседания Совета и Президиума Совета ректоров. Рассмотрено 145 вопросов.

Являясь общественно-государственным органом управления высшим профессиональным образованием в Хабаровском крае Совет ректоров на своих заседаниях рассматривал вопросы функционирования и развития системы профессионального образования в крае, социальной защиты и трудоустройства студенчества, законодательной политике в сфере образования, в том числе вопросы налогообложения. Безусловно, самыми сложными в последнее время являются вопросы финансово-экономической стабильности вузов…

Наши проблемы находились в области внимания руководителей государства и Российского Союза Ректоров (РСР). Предложения Совета ректоров нашли свое место в обращениях РСР к Правительству, в планах работы, решениях коллегии и совещаний Минобразования. Проблемы высшей школы региона, возможные пути их решения по-деловому, конструктивно обсуждались…

Администрация края поддерживает систему высшего образования и науки в интересах края: в апреле 1998 года состоялось расширенное заседание Совета ректоров вузов Хабаровского края при участии главы администрации и его заместителей, руководителей департаментов, комитетов и управлений администрации края, на котором рассмотрены меры по сохранению и развитию высшей школы Хабаровского края. Вопросы, рассматриваемые Советом ректоров на своих заседаниях, находят оформление в постановлениях главы администрации края…

За отчетный период Советом ректоров была проделана большая работа по координации межвузовской деятельности в Хабаровском крае. Работа осуществлялась согласно ежегодным планам силами работников всех вузов, в том числе семнадцатью постоянно действующими комиссиями, советами, центрами, межвузовскими кафедрами. Работа межвузовских коллективов, осуществляемая совместно с управлениями и комитетами администрации края, профсоюзом принесла ощутимые плоды: вузы начинают получать заказы на научно-техническую и информационную продукцию, на подготовку и переподготовку кадров, помощь в организации учебы студенческого актива и молодежного досуга, оздоровлении сотрудников и студентов, социальной защите и трудоустройстве студентов…

Активизировалась информационная деятельность вузов: с определенной регулярностью стала выходить газета Совета ректоров «Открытое образование», предназначенная для сотрудников вузов. По рекомендации совещания проректоров по воспитательной работе планируется ежемесячный выпуск студенческой межвузовской газеты, осуществляемый на базе внутривузовских изданий…

Совет ректоров стал практиковать совещания руководителей подразделений вузов, на которых происходит обмен опытом и информацией, выработка принципов согласованных действий, обобщение результатов совместной работы. Представители многих вузов выносят на обсуждение сложные вопросы, рассказывают о своих достижениях. Крепнет доверие, заинтересованность в успехах друг друга...

 На совещаниях в 1999 году были рассмотрены такие вопросы, как «О готовности вузов к началу учебного года», «О методиках расчета себестоимости студентов в общежитиях вузов края», «Проблемы и особенности воспитательной работы со студенческой молодежью в Хабаровском крае». Планируется обсуждение вопросов «Об организации научно-производственной деятельности», «О культурно-досуговой деятельности студентов», «Об организации внебюджетной деятельности в вузах» и других...

В Хабаровском крае накоплен опыт сотрудничества вузов в научной деятельности. Вузы края участвуют в реализации Президентской программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья», совместно работают над решением «Научно-технических и социально-экономических проблем развития Дальневосточного региона на 1997-2000 годы». Функционируют дальневосточные отделения инженерной академии России, академии транспорта, активно работают вузы в рамках Дальневосточного отделения Международной академии наук высшей школы (МАН ВШ). В 1999 году на базе ДВГУПС и ХГТУ силами вузов издан Бюллетень МАН ВШ, в котором нам доверена публикация первого варианта Национальной Доктрины образования, рассмотренного после публикации на заседании комиссии Государственной Думы РФ…

По-прежнему недостаточным остается финансирование вузов нашего края из бюджета РФ. Оно не соответствует высокому уровню затрат вузов на обеспечение жизнедеятельности. В 1998 году вузы планировали получить бюджетных средств 346 млн. рублей (это необходимо, чтобы по минимуму обеспечить обучение студентов согласно бюджетному плану набора), а получили лишь 146 млн. рублей. Из Федерального бюджета вузы края получили в 1988 году на 24 процента денежных средств меньше, чем в 1997 году, и это в условиях роста цен и повышения себестоимости обучения. Доля федерального финансирования в объеме текущих затрат вузов края продолжает уменьшаться. С апреля 1998 года вузы края по защищенным статьям были профинансированы на 60 процентов, с июля по сентябрь – на 50 процентов. Средняя заработная плата по вузам края среди профессорско-преподавательского состава до 1 апреля 1999 года была меньше прожиточного минимума, а у учебно-вспомогательного состава и 42 процентов профессорско-преподавательского состава по-прежнему остается меньше прожиточного минимума. Несмотря на то, что внебюджетные средства растут, полностью компенсировать недофинансирование не удается…

Потребность вузов в финансовых средствах на оплату коммунальных услуг была удовлетворена в 1997 году менее чем на 1 процент, такая же ситуация сохранялась в 1998 году и в первом полугодии 1999 года. Пытаясь решить проблемы неплатежей вузов за коммунальные услуги, Совет ректоров принимал участие в анализе финансовой деятельности вузов, подготовке документов по проведению взаимозачетов, утверждению лимитов вузам на коммунальные платежи, осуществлял взаимодействие с региональной энергетической комиссией по вопросам обеспечения гарантий жизнеобеспечения вузов…

В 90-е годы в России на 60 процентов сократился объем производства, обесценился валовой национальный продукт. Но, несмотря на сложные социально-экономические проблемы, развитие высшего образования в Хабаровском крае не приостановилось. Вузы края успешно решают проблемы подготовки специалистов, гибко реагируют на потребности рынка труда, прогнозируют его развитие и будущий спрос на высококвалифицированные кадры специалистов в соответствии с направлениями социально-экономического развития всего Дальневосточного региона. Сегодня система высшего образования региона является динамично развивающейся отраслью, производящей вполне конкурентоспособную «экспортную» продукцию.

За последние пять лет значительные изменения претерпели как структура, так и контингент студентов по различным направлениям подготовки специалистов. В настоящее время в государственных вузах края обучается 49 тысяч студентов, из них 24 тысячи человек по дневной форме обучения на бюджетной основе. Это обеспечивает не только значимый вклад в сохранение и воспроизводство интеллектуального потенциала Дальнего Востока, Крайнего Севера и Забайкалья, но и решение социальных проблем занятости и трудоустройства.

По сравнению с 1994 годом в последние годы увеличился набор абитуриентов по следующим направлениям: технологические машины и оборудование, энергетика, информационные системы, эксплуатация транспорта, общеэкономическое, гуманитарное, культура и искусство.

Конкурс при поступлении в вузы края имеет устойчивую тенденцию к росту, в среднем по вузам все последние  пять лет превышал 2 человека на место, а в 1999 году достиг 2,3. Причем от 3 до 8 человек претендовали на специальности: радиосвязь, радиовещание и телевидение; юриспруденция; сети связи и системы коммуникации; стоматология; социально-культурная деятельность; финансы и кредит; культурология; оздоровительная физическая культура; программное обеспечение; актерское мастерство; физическая реабилитация; метрология, стандартизация и сертификация; педиатрия; лечебное дело; коммерция; экономика и управление на предприятиях; водоснабжение и водоотведение.

Контингент студентов в вузах возрос за отчетный период на 24 процента и сегодня высшим образованием в крае охвачено 36,8 процентов молодежи возрастной группы 18 – 23 года. По данным краевого центра занятости, трудоустройство выпускников высшей школы обеспечено в большей степени, чем других категорий молодежи…

За истекший период в вузах края почти в два раза увеличилось количество докторов наук. И в настоящее время из четырех тысяч квалифицированных специалистов профессорско-преподавательского состава более половины имеют ученые степени кандидата и доктора наук и ученые звания доцента и профессора. Если в целом по России в вузах работают 50 процентов от общего числа кандидатов и докторов наук, то в Хабаровском крае – 69 процентов. Вузы активно сотрудничают с НИИ, привлекая научно-педагогические кадры высшей квалификации для обучения и воспитания студентов, еще более активно они сами готовят докторов наук в докторантурах, способствуют оформлению работ и их защите в диссертационных советах. Количество аспирантов и докторантов за 5 лет возросло более чем в 2,5 раза и достигло, соответственно, 795 и 30 человек. Только за последние три года сотрудниками вузов края были подготовлены и защищены 61 докторская и 172 кандидатских диссертации, более чем в 14 раз возросло число изданных учебных пособий и монографий…

Вузы активно взаимодействуют с зарубежным образовательным пространством. Стали нормой научно-образовательные контакты с вузами Китая, Кореи, Японии, США, Германии. Наши студенты, аспиранты и преподаватели ездят на практики и стажировки, являются участниками международных конгрессов, симпозиумов…

Мы гордимся успехами наших студентов: итогам 1998 года 941 из них являются авторами научных и творческих работ, 409 – победителями конкурсов, олимпиад…

Усиливается консолидация высших учебных заведений. План межвузовских мероприятий в крае с каждым годом становится все более объемным, интересным и разнообразным. Участие в мероприятиях также принимают учителя школ, преподаватели техникумов, работники различных фирм, организаций Дальнего Востока, Забайкалья, Крайнего Севера.

Ректоры, руководители межвузовских коллективов в последнее время стали принимать более активное участие в общественно-политической и культурной жизни края… За истекший период вузы повысили свой статус: стали академиями и университетами, этому в немалой степени способствовало пристальное внимание Совета ректоров к показателям деятельности вузов, их качественный анализ…

Совет ректоров участвовал в работе над трехсторонним Соглашением между администрацией, профсоюзами и работодателями края. И сегодня мы, пожалуй, действительно созрели для Соглашения в сфере образования: те 12 пунктов, под которыми уже стоит подпись В.И. Ишаева, вполне могут составить основу нового документа. В Соглашении необходимо обозначить направления развития высшего и послевузовского профессионального образования региона и механизмы реализации государственной политики в области образования…»

Как Вы относитесь к введению в РФ двухуровневой системы высшего образования - бакалавриат и магистратура (Болонская система)?

(опрос начат Авг. 16, 2010)