СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ Хабаровского края и Еврейской автономной области 40 лет со дня основания

Восьмидесятые годы: новые задачи, новые возможности

В 80-е годы Совет ректоров вузов Хабаровского края продолжал в целом успешно решать задачи, которые были поставлены перед ним в предыдущий период деятельности. Основные его усилия были направлены на координацию деятельности высших учебных заведений края по улучшению воспитательной работы со студентами, всемерному совершенствованию учебного процесса, развитию лабораторной базы, внедрению ЭВМ и современных технических средств в учебный процесс, дальнейшему развитию научных исследований и укреплению всесторонних связей с производством.

Появились, в связи с началом во второй половине этого десятилетия широких общественных преобразований в стране и с демократизацией общества, и новые задачи, в частности, связанные со значительным расширением участия студенческих общественных организаций в управлении вузами. При этом одной из важнейших задач всегда оставалось повышение качества подготовки специалистов, выпускаемых вузами для народного хозяйства Дальневосточного региона.

В этот период вузы Хабаровского края вносили все более значимый вклад в повышение кадрового потенциала народного хозяйства Дальневосточного региона. Так, за годы XI пятилетки (1981-1986 гг.) ими было подготовлено более 32,5 тысяч специалистов с высшим образованием для всех отраслей промышленности, транспорта, сельского хозяйства, других сфер хозяйственной, научной, культурной и педагогической деятельности.

Активно велась начатая еще в 70-е годы настойчивая, планомерная работа по повышению уровня профессиональной подготовки преподавательских кадров вузов. Более того, в деле подготовки научных специалистов высшей квалификации был достигнут серьезный количественный рост. Так, за период 1980 - 1985 годов в вузах Хабаровского края были защищены 21 докторская и 506 кандидатских диссертаций (в предшествующее пятилетие – соответственно 7 и 340). В среднем по вузам края доля преподавателей с учеными степенями к началу 1986 года достигла 37 процентов, а на кафедрах общественных наук увеличилась до 42 процентов.

Наряду с этим росло участие представителей вузовской науки в оптимизации производственных процессов и разработке современных технологий, находивших широкое применения в производстве. Так, в постановлении Совета ректоров от 20 февраля 1986 года, среди важнейших итогов работы вузов края отмечалось увеличение ими за XI пятилетку на 20 процентов объема хоздоговорных научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОКР), выполняемых по координационным планам министерств и ведомств. Возросла также экономическая эффективность от внедрения научных разработок и изобретений. За пять лет XI пятилетки представителями вузовской науки Хабаровского края было получено 401 авторское свидетельство, что значительно превышало их количество в Х пятилетке. Все это способствовало и более широкому вовлечению в научно-исследовательскую работу аспирантской и студенческой молодежи.

Под руководством Совета ректоров профессорско-преподавательским составом осуществлялась разработка значительного количества комплексных научно-исследовательских тем на межвузовской основе. Часть из них касалась актуальных проблем высшей школы (например, работа по темам «Разработка методик и создание моделей деятельности специалистов и моделей их подготовки», «Совершенствование научно-исследовательской работы студентов и ее роли в повышении академической активности студентов», «Совершенствование форм и методов организации и контроля самостоятельной работы студентов» и др.).

Большое число исследований вузы Хабаровского края выполняли в рамках комплексной программы Дальневосточного научного центра АН СССР «Дальний Восток» (например, работа по темам «Исследование общественно-экономических проблем развития хозяйства Дальнего Востока», «Изучение, охрана и использование ресурсов Дальнего Востока», «Исследования в области лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей промышленности и лесного хозяйства в условиях Дальнего Востока», «Создание высоконадежных конструкций инженерных сооружений, отвечающих требованиям эксплуатации в условиях вечной мерзлоты и сурового климата», «Внедрение прогрессивных методов обработки и контроля повышения надежности и точности станков, механизмов, машин и приборов» и др.).

Решение всех этих и иных актуальных задач, на которые была ориентирована деятельность Совета ректоров вузов Хабаровского края, требовало наращивания его кадрового, организационного и методического потенциала, усложнения структуры. Так, по состоянию на середину 80-х годов Совет включал такие организационные структуры, как пленум, президиум и секретариат. В своем составе пленум имел 28 членов, в президиум входили все ректоры вузов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. В составе Совета ректоров, в качестве его специализированных рабочих органов в тот период уже действовали 18 комиссий, 12 методических предметных объединений, а также краевой библиотечный совет, краевой совет по научно-исследовательской работе студентов, межвузовская кафедра педагогики высшей школы. Таким образом, наряду с выполнением координирующих функций Совет имел в своем распоряжении целый ряд достаточно эффективных инструментов по проведению в жизнь принятых решений, по организации взаимодействия между учебными заведениями и совместной практической работе в самых различных сферах.

Гибко реагируя на имевшиеся и вновь возникавшие проблемы, Совет при необходимости создавал новые структуры. Так, в 1984/85 учебном году в целях усиления влияния на состояние дисциплины и координации правового воспитания студентов была создана комиссия по правовому воспитанию. Во второй половине 80-х годов для широкого внедрения в учебный процесс вычислительной техники были созданы комиссия по АСУ, ТСО и ВТ и объединенный учебно-методический центр по компьютеризации обучения.

А в отчете о работе Совета ректоров, его комиссий и межвузовских объединений в 1986/87 учебном году, к примеру, отмечалось, что в связи с выходом постановлений ЦК КПСС об улучшении социально-бытовых условий студентов особенно активизировалась работа комиссий по медицинскому обслуживанию (председатель Шувчинская В.В.), общественному питанию (председатель Третьяков М.М.), студенческим общежитиям (председатель Писиченко Г.М.).

Отмечалась также активная работа межвузовской кафедры педагогики, которую возглавлял профессор В.Д. Линденбратен. Эта кафедра вела научные исследования по целому ряду актуальных направлений педагогики и методики учебно-воспитательного процесса, например, таким как: «Выживаемость базовых знаний», «Соотношение формальных и неформальных лидеров в учебных группах», «Влияние экзаменов на состояние вегетативной системы студентов», «Проблемы оптимизации обучения» и другим темам.

Методические объединения родственных кафедр вузов регулярно проводили семинары по повышению научной и педагогической квалификации преподавателей. При этом семинары преподавателей кафедр общественных наук проходили, как правило, ежемесячно с октября по май. А семинары общенаучных и специальных кафедр – 4 раза в год. Деятельность методических объединений способствовала значительному расширению возможностей научно-педагогической общественности по изучению, обобщению и распространению опыта учебно-воспитательной,  научной и методической работы. Ими создавались и накапливались картотеки учебно-методической литературы, фонды учебных и методических пособий, лекционных демонстраций, лабораторных работ, технических средств обучения. Целый ряд предметных методических объединений под руководством Совета, и прежде всего объединения общеобразовательных дисциплин (по высшей математике, физике, химии, иностранным языкам), активно оказывали помощь учителям и школам, участвовали в проведении городских и краевых олимпиад, вели работу по профориентации молодежи.

Советом ректоров было подготовлено и проведено большое количество крупных межвузовских мероприятий, нацеленных на повышение качества подготовки специалистов для народного хозяйства Дальнего Востока, расширения участия вузов в ускорении темпов научно-технического прогресса, на укрепление трудовой дисциплины в вузах и улучшение качества воспитания студентов.

К примеру, по плану Министерства высшего и среднего специального образования СССР и под эгидой Совета ректоров вузов Хабаровского края в 1984 году были организованы и проведены совещание-семинар деканов вузов Хабаровского края, Амурской и Магаданской областей (декабрь) и совещание-семинар заведующих кафедрами математики вузов Урала, Сибири и Дальнего Востока (сентябрь).

Для участия в семинаре деканов Совет также пригласил представителей целого ряда государственных и научных учреждений региона, в том числе Дальневосточного научного центра Академии наук СССР, а также начальников факультетов вузов силовых ведомств – Хабаровского высшего военного строительного училища Минвостокстроя СССР и Высшей школы милиции МВД СССР. С основным докладом по задачам, стоявшим перед высшими учебными заведениями, выступил заместитель начальника Главного управления университетов, экономических и юридических вузов Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, доктор экономических наук Е.В. Калинкин. С докладами и сообщениями на семинаре деканов также выступили 3 ректора, 5 проректоров, 12 деканов, 10 наиболее опытных заведующих кафедрами, ответственные работники государственных и партийных органов. В них, в совокупности, были раскрыты все направления и аспекты деятельности деканов факультетов.

Новый период отечественной истории, начавшийся со второй половины 80-х годов, требовал от Совета ректоров вузов Хабаровского края и представляемой им вузовской общественности более настойчивого внимания к решению целого ряда проблем, связанных с усложнением ситуации в экономике страны, общественной жизни и массовом сознании. В поле зрения Совета, особенно во второй половине 80-х годов, постоянно находились вопросы реформирования высшей, общеобразовательной и профессиональной школ, повышения качества образовательного процесса в вузах, внедрения в их деятельность новейших технологий обучения. Тем более, что на этих направлениях имелся ряд серьезных, к тому же периодически обострявшихся проблем, связанных, в том числе, и со спецификой Дальневосточного региона.

Разумеется, особое внимание в работе Совета ректоров по-прежнему уделялось вопросам качества формируемого контингента студентов, а значит привлечения в вузы наиболее подготовленных выпускников школ и средних специальных учебных заведений, молодежи, имеющей производственный опыт и стремление продолжить свое образование. Решать эти проблемы приходилось на фоне известного демографического спада 80-х годов, приведшего к увеличению дефицита трудовых ресурсов в стране и к общему сокращению количества потенциальных абитуриентов.

С учетом проводившейся в стране реформы общеобразовательной и профессиональной школ, как отмечалось в ряде решений Совета ректоров, все вузы и краевая приемная комиссия должны были расширить работу по профессиональной ориентации молодежи на промышленных и транспортных предприятиях и стройках, среди учащихся средних специальных заведений и технических училищ, а также в воинских частях.

Одним из перспективных направлений Советом ректоров была названа (в частности, по опыту Хабаровского государственного педагогического института) работа по привлечению на учебу абитуриентов, демобилизованных из рядов Советской Армии. Как выяснилось, у представителей этого слоя молодежи, призывавшихся на службу из различных, в том числе отдаленных европейских регионов страны, из Сибири, республик Закавказья и Средней Азии, в тот период времени зачастую наблюдался более высокий уровень мотивации на получение высшего образования именно в вузах Дальнего Востока. Это было связано с тем, что здесь был меньше конкурс на вступительных экзаменах, предоставлялись различные социальные гарантии и льготы, а по окончанию учебы имелись широкие возможности получения высокооплачиваемой, престижной работы.

Решение этих задач, среди прочего, требовало повышения качества работы подготовительных отделений вузов (особенно с учетом уменьшения конкурса кандидатов на зачисление и высокого процента отсева обучаемых в ходе учебного процесса), а также выстраивания эффективной системы агитационных мероприятий. Деятельность комиссии подготовительных отделений систематически оценивалась на заседаниях Совета ректоров, обобщался и распространялся передовой опыт работы ряда вузов.

Вопросы повышения качества образовательного процесса и совершенствования системы вечернего и заочного обучения в 80-е годы также регулярно обсуждались на заседаниях Совета ректоров. Указывалось на особую значимость этих форм подготовки специалистов в вузах для народного хозяйства восточных регионов страны. «Ежегодно промышленность, транспорт, предприятия культуры и учебные заведения Дальнего Востока, Забайкалья и Якутии получают более 2500 специалистов, окончивших вузы Хабаровского края без отрыва от производства, – отмечалось в одном из постановлений Совета в 1986 году. – Наибольший вклад в выпуск специалистов внесли Хабаровский институт народного хозяйства, Хабаровский железнодорожный, Хабаровский политехнический, Хабаровский педагогический, Комсомольский-на-Амуре педагогический институты». Отмечался рост успеваемости студентов заочных и вечерних отделений вузов, значительное сокращение отсева студентов. К примеру, в ХГПИ, ХГИК, КнАПИ на протяжении нескольких лет выдерживался высокий уровень успеваемости и коэффициент выпуска, достигавший 0,7 – 0,9 , что соответствовало уровню многих факультетов дневного обучения.

Советом намечались действенные меры подтягивания к этому уровню и других вузов. Предлагалось, в частности укреплять связи вузов и их подразделений, готовящих кадры без отрыва от производства, с предприятиями и организациями на основе заключения комплексных договоров, предусматривающих планомерное направление  на учебу передовиков производства. Предусматривалось также широкое привлечение студентов заочных и вечерних отделений к научно-исследовательской работе и выполнению реальных дипломных проектов по востребованной на производстве тематике, применительно к потребностям народного хозяйства региона.

Даже в условиях плановой экономики и системы гарантированной занятости выпускников вузов в 80-е годы, был необходим постоянный мониторинг потребностей в кадрах специалистов каждой из отраслей народного хозяйства. И это всегда являлось одним из важнейших направлений деятельности Совета ректоров вузов Хабаровского края. Комиссия перспективного планирования подготовки специалистов, созданная Советом, не только ежегодно обобщала итоги распределения выпускников, но и готовила необходимые рекомендации, которые помогали наладить взаимодействие вузов с министерствами и ведомствами в подготовке необходимого количества специалистов и оптимизации их распределения не только в пределах Дальнего Востока, но и по всей территории страны.

Так, по состоянию на середину 80-х годов в среднем на территории Хабаровского края получали распределение свыше 50 процентов выпускников вузов, еще примерно треть – в другие регионы Дальнего Востока. Остальные получали распределение за пределы региона, в том числе в европейскую часть страны. При этом, как неоднократно отмечалось Советом ректоров, далеко не все министерства и ведомства предоставляли плановые места для выпускников вузов Хабаровского края.

Таким образом, Совет ректоров, координируя деятельность различных по их возможностям вузов, старался выстраивать единую эффективную систему работы по подготовке кадров специалистов в Хабаровском крае. Эта система обеспечивала профориентацию молодежи и создание для абитуриентов необходимых возможностей для успешной сдачи вступительных экзаменов, затем получение качественного высшего образования по избранной специальности, а в итоге – гарантированное трудоустройство с учетом как общегосударственных интересов и потребностей отраслей народного хозяйства, так и индивидуальных устремлений молодых людей.

Для целого ряда вузов, несмотря на положительную в целом динамику по Хабаровскому краю, достаточно острой оставалась проблема работы по повышению научно-педагогической квалификации преподавательского состава. Так, в феврале 1986 года на заседании Совета ректоров обсуждалась ситуация в Хабаровском государственном институте культуры и Хабаровском государственном фармацевтическом институтах. Одним из главных недостатков, отрицательно влиявших на качество учебного процесса в этих вузах, отмечалось в постановлении Совета, «является медленный рост научно-педагогических кадров с учеными степенями и прежде всего докторов наук». К примеру, если в среднем по вузам края доля преподавателей с учеными степенями составляла 37 процентов, то в ХГФИ она была на уровне всего лишь 19 %, а в ХГИК – 17,7% (при отсутствии докторов наук). Руководство обоих вузов критиковалось также за невыполнение планов повышения квалификации преподавателей на ФПК и в ИПК.

По результатам обсуждения этих проблем руководителям всех вузов края было рекомендовано повысить персональную ответственность должностных лиц за подбор, подготовку и повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, выявлять работников, активно ведущих научно-исследовательскую работу и оказывать им всемерную помощь в подготовке докторских диссертаций. Было предложено также «активнее привлекать к руководству кафедрами, факультетами наиболее талантливых научных работников, опытных педагогов, хороших организаторов, способных создавать в коллективе творческую атмосферу, концентрировать усилия преподавателей на решении узловых проблем… в области дальнейшего развития научно-исследовательской, учебно-методической работы, подготовки кадров и повышения их квалификации».

Одной из весьма острых, как неоднократно констатировалось на заседаниях Совета, в этот период являлась проблема повышения компьютерной грамотности студентов за счет оснащения вузов современными ЭВМ и микропроцессорной техникой, внедрения их в учебный процесс и научную работу. В связи со спецификой деятельности различных высших учебных заведений, ограниченностью материальных и финансовых ресурсов, далеко не всем вузам было под силу решить эту проблему самостоятельно.

Как отмечалось, в частности, в постановлении Совета ректоров «Состояние и проблемы повышения компьютерной грамотности студентов», принятом 4 июня 1987 года, вычислительной техники остро не хватало практически во всех вузах Хабаровского края. Даже в самом оснащенном вычислительной техникой вузе, Хабаровском политехническом институте (где в середине 80-х годов была открыта новая специальность «Электронные вычислительные машины»), на одного студента в среднем приходилось всего 11,8 часа машинного времени за период обучения. Далеко не во всех высших учебных заведениях имелись специализированные классы, оснащенные вычислительной техникой. При этом в трех вузах, прежде всего гуманитарного профиля (Хабаровский государственный медицинский институт, Хабаровский государственный институт культуры, Хабаровский государственный институт физической культуры), вообще не имелось современных ЭВМ. Не было налажено сотрудничество с вычислительными центрами, имевшимися на предприятиях и в организациях. Государственные программы и учебные планы вузов не всегда отвечали требованиям времени, преподаватели испытывали дефицит методических материалов по использованию ЭВМ для учебных занятий, для курсового и дипломного проектирования. В результате всего этого, как указывалось в постановлении Совета ректоров, «нерационально используются специальные дисциплины по воспитанию алгоритмической культуры студентов, неэффективно организован процесс непрерывной компьютерной подготовки студентов».

Для более эффективного внедрения компьютерной техники в учебный процесс Советом ректоров было решено создать объединенный учебно-методический центр, на базе которого создавался банк программ, разрабатывались методические материалы по более широкому и рациональному применению вычислительной техники в вузах Хабаровского края.

Было также поддержано предложение по проведению ежегодных олимпиад по вычислительной технике, что способствовало более широкому распространению компьютерной грамотности среди студенчества и молодежи. В феврале 1988 года, в соответствии с постановлением Совета ректоров на базе ХабИИЖТ была проведена межвузовская научно-практическая конференция по обобщению передового опыта использования вычислительной техники в учебном процессе. Выбор на ХабИИЖТ пал не случайно – в этом вузе еще в 1986 году был оборудован вычислительной машиной СМ-1800 специальный вагон-лаборатория, который эффективно использовался для обслуживания учебного процесса со студентами-заочниками, проживавшими на линейных станциях, в дальневосточной глубинке.

Именно по инициативе Совета ректоров в совместное постановление Хабаровского крайкома КПСС, исполкома краевого Совета народных депутатов и коллегии Министерства высшего и среднего специального образования СССР «О состоянии и мерах по улучшению качества подготовки специалистов и научно-педагогических кадров, повышению эффективности научно-исследовательских работ в высших учебных заведениях края», принятое в 1987 году, был включен пункт, не только декларировавший важность решения этой проблемы, но и предусматривавший выделение на эти цели немалых бюджетных средств. На оснащение ЭВМ и современным оборудованием вузов края выделялось 88 млн. рублей.

Уделяя особое внимание воспитанию студенческой молодежи, Совет ректоров активно руководил деятельностью Хабаровского краевого студенческого отряда. Наибольшего размаха и массовости это движение молодежи достигло в 80-е годы. Наряду с решением важнейших народнохозяйственных задач оно способствовало сплочению студенческих коллективов и воспитанию коллективизма, давало молодым людям возможность не только получить навыки рабочих профессий, но и существенно улучшить за счет общественно значимого производительного труда свое материальное положение. О важности этого направления деятельности Совета свидетельствую цифры, приведенные, к примеру, в отчете о работе Совета ректоров за 1984/85 учебный год.

Так, в течение лета 1984 годы 156 строительными отрядами вузов Хабаровского края, в составе которых трудились около 5,6 тысяч студентов, были выполнены работы на 21,1 млн. рублей. Они приняли участие в строительстве 400 объектов, из которых были сданы в эксплуатацию 102 объекта.

В составе 94 вузовских сельхозотрядов работали более 21,6 тысяч студентов, которые убрали урожай с общей площади 10900 гектаров, собрали 107729 тонн картофеля и более 63000 тонн овощей.

В период зимних каникул 1984/85 учебного года 1,2 тысячи студентов вузов края, входившие в состав 34 строительных отрядов, в ходе работ освоили 2,2 млн. рублей, построили на селе 127 двухквартирных жилых дома.

Как и в предшествующий период, в 80-е годы неослабное внимание в деятельности Совета ректоров уделялось вопросам улучшения материально-бытовых условий студентов, в том числе в ходе реализации комплексных программ «Здоровье» и «Быт».

Вопросы улучшения медицинского обеспечения в вузах находились в поле зрения комиссии медицинского обслуживания Совета ректоров. С ее активным участием к середине 80-х годов удалось добиться укомплектования на 100 процентов врачебным персоналом здравпунктов вузов. Советом неоднократно ставился вопрос о необходимости создания единой вузовской поликлиники на базе Хабаровского политехнического института. Комиссия общественного питания Совета систематически контролировала состояние общественного питания в вузах края, выявляла имевшиеся недостатки и добивалась их устранения, способствовала укреплению материально-технической базы предприятий общепита, улучшению качества и ассортимента блюд, внедрению в работу столовых новых технологий организации питания, в том числе системы комплексных обедов.

Одним из актуальных направлений деятельности Совета ректоров во второй половине 80-х годов становится реализация мер по повышению общественной активности вузовской молодежи, в частности по расширению участия студентов в управлении вузами. Это было связано, прежде всего, с принятием 17 июня 1987 года совместного постановления Министерства высшего и среднего специального образования СССР, Секретариата ВЦСПС и Секретариата ЦК ВЛКСМ «О первоочередных мерах по расширению участия студентов в управлении высшими учебными заведениями».

Как отмечалось в постановлении, в условиях ускорения социально-экономического развития страны и демократизации общественно-политической жизни общества возрастает роль студенческих общественных организаций, прежде всего профсоюзных и комсомольских, в реализации «Основных направлений перестройки высшего и среднего специального образования в стране».

В постановлении был намечен комплекс мер по расширению прав и повышению реального участия студенческой молодежи в принятии и реализации управленческих решений. В частности, представители студенческих коллективов вводились в состав ученых советов вузов: число студентов в них должно было составлять не менее одной четверти его численности. При выборах ректоров и деканов в составе расширенного ученого совета вуза и факультетов представители студенческой профсоюзной и комсомольской организаций должны были составлять до 1/3 его состава. Расширялось представительство и участие студентов в работе приемных и стипендиальных комиссий. Представители студенческих общественных организаций вводились в состав комиссий по распределению молодых специалистов. Общественным организациям студентов также предоставлялось право по их решению переводить студенческие общежития на частичное или полное самоуправление.

Для систематического учета мнения студентов о качестве преподавания учебных дисциплин, постановлением было предусмотрено проведение деканатами и представителями студенческих общественных организаций ежегодного анкетирования студентов и учет его результатов при проведении аттестации преподавателей и их избрания по конкурсу.

Начиная с 1987 года вопрос повышения общественной активности студентов, расширения их участия в управлении вузами неоднократно рассматривались на заседаниях Совета ректоров, намечались конкретные меры по развитию студенческого самоуправления. Так, в мае 1988 года этот вопрос совместно обсуждался Советом ректоров вузов Хабаровского края и секретариатом крайкома ВЛКСМ, ими было принято совместное постановление «О работе ректората, комитета комсомола и студенческого профкома Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта по расширению участия студентов в управлении вузом». В нем в частности отмечалось последовательное развитие студенческого самоуправления, однако указывалось на то, что информированность студентов о своих правах, расширение участия молодежи в управлении вузом все более «вступают в конфликт со старыми подходами к организации учебного процесса, быта и досуга», отсутствует система в работе по разъяснению, пропаганде идей самоуправления.

В постановлении был определен комплекс организационно-методических, пропагандистских, а также экономических мер, направленных на развитие и стимулирование студенческого самоуправления. В частности было принято решение подготовить и провести в декабре 1988 года научно-практическую конференцию по проблемам участия студентов в управлении вузами, поставлен вопрос о необходимости создания на основе клуба ХабИИЖТ городского студенческого межвузовского клуба. В плане развития экономических основ студенческого самоуправления ректоратам и комитетам ВЛКСМ вузов было предписано «строить взаимоотношения с хозяйственными организациями по привлечению молодежи на любого рода работы только на договорной основе с обязательной оплатой труда студентов…», а также «оказывать поддержку и помощь в организации студенческим кооперативам, отдавая предпочтение их созданию по профилю будущей деятельности» студентов.

Таким образом, в этот период работы Совет ректоров вузов Хабаровского края значительно расширил круг решаемых им задач, более эффективно взаимодействуя с государственными и общественными организациями, и опираясь на все более массовую общественную поддержку, в том числе органы студенческого самоуправления активно развивавшиеся со второй половины 80-х годов.

А.В. Пасмурцев.

Как Вы относитесь к введению в РФ двухуровневой системы высшего образования - бакалавриат и магистратура (Болонская система)?

(опрос начат Авг. 16, 2010)