СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ Хабаровского края и Еврейской автономной области 40 лет со дня основания

Анатолий Васильевич Левченко: «Работа в совете ректоров стала для меня отличной школой управленческой деятельности…»

Ученым секретарем Совета ректоров вузов Хабаровского края я стал сменив на этом посту Б.Н. лелянова, заняв этот пост по приглашению Михаила Павловича Даниловского, тогдашнего ректора Хабаровского политехнического института. Именно Михаил Павлович в этот период являлся председателем Совета ректоров. Это приглашение было для меня большой честью, хотя предполагало и очень большую дополнительную нагрузку. К тому же я был достаточно молодым преподавателем ХПИ, незадолго до этого окончил целевую аспирантуру и защитил кандидатскую диссертацию, и не был знаком ни с членами Совета, ни с руководителями большинства вузов Хабаровска и Хабаровского края.

Чем занимался Совет ректоров в те годы? Прежде всего, организацией социалистического соревнованием среди вузов, результаты которого оценивались по целому ряду параметров: по уровню успеваемости, по состоянию воспитательного процесса в вузах и вовлечению студенческой молодежи в общественно-политическую жизнь края, по качеству научно-исследовательской работы, по показателям распределения выпускников вузов. Решали мы и многие другие вопросы, координируя деятельность вузов в самых различных сферах деятельности.

В советский период истории, как это было принято в те времена, наш Совет ректоров работал под руководством партийных органов, прежде всего краевого комитета КПСС, который возглавлял Алексей Клементьевич Черный. Впрочем, сам Совет ректоров был мощной, авторитетной организацией, ведь он представлял интересы большого количества профессорско-преподавательского состава, многотысячных отрядов студенческой молодежи. Поэтому партийные и советские руководители Хабаровского края, среди которых преобладали умные, грамотные и деятельные люди, все вопросы, связанные с деятельностью структур высшего образования, решали с обязательным учетом мнения Совета, согласовывали их с нами. Это касалось и решения кадровых вопросов, прежде всего, назначения руководителей вузов. Наиболее тесно с нами в тот период работал заведующий отделом науки и учебных заведений Хабаровского крайкома КПСС Владимир Александрович Перекальский – руководитель очень грамотный, толковый, со светлой головой. Он досконально знал всю систему образования и практически всегда активно участвовал в работе заседаний Совета ректоров.

Одним из важнейших направлений нашей деятельности была работа по оптимальному распределению выпускников вузов Хабаровского края. Тогда, в условиях плановой социалистической экономики, вузы работали целиком на государственные деньги и получали заказы на подготовку конкретного количества специалистов. Мы обязаны были по разнарядкам Госплана обеспечить ими предприятия различных министерств и отраслей народного хозяйства по всему Советскому Союзу.

Разумеется, в этих условиях общегосударственные и региональные экономические интересы иногда вступали в противоречие. Конечно же, мы и тогда старались обеспечить кадрами специалистов с высшим образованием в первую очередь предприятия и организации Хабаровского края, Дальневосточного региона, тем более что получить необходимое их количество из западных регионов страны было весьма проблематично. А ведь как раз в то время шло интенсивное развитие Дальнего Востока, строилось большое количество промышленных предприятий и объектов транспортной инфраструктуры, и все это было необходимо обеспечить инженерными кадрами. В связи с этим порой возникали конфликты с представителями центральных министерств и ведомств. Совету ректоров приходилось доказывать оправданность своих решений, и в этом самую действенную помощь нам оказывал Алексей Клементьевич Черный, отстаивавший интересы региона и в Центральном комитете КПСС, и в отраслевых министерствах.

 

В период моей работы в Совете ректоров отказались от практики вводить в его состав руководителей промышленных предприятий и организаций, которые реального участия в нашей работе не принимали и даже на заседаниях не присутствовали. А ведь при решении многих важных вопросов, принимавшихся голосованием, зачастую после острых дискуссий, важен был каждый голос. В конце концов, Совет ректоров сложился как настоящее объединение единомышленников, тесный круг людей, связанных корпоративными интересами, старающихся беречь честь мундира в лучшем понимании этих слов, словом, искренне болеющих за состояние высшего образования и науки в Хабаровском крае.

В тот период Советом ректоров было осуществлено много интересных проектов. Одним из важных направлений нашей деятельности, особенно во второй половине 80-х – начале 90-х годов, являлось расширение взаимодействия с промышленными предприятиями региона. К примеру, под руководством Совета развивалось участие вузовской науки в мощной программе конверсии военно-промышленного комплекса, в программе экономического развития Дальнего Востока. В реализации этих программ был задействован научно-инновационный потенциал как ведущих технических вузов, таких как Хабаровский государственный технический университет (бывший ХПИ) и Комсомольский-на-Амуре технический университет, так и остальных, в том числе и непрофильных.

При нашем активном участии реализовывалась и программа «Инновационное развитие высшей школы», причем ее дальневосточное направление в Хабаровском государственном техническом университете возглавлял я. Эта программа была призвана задействовать тот огромный научный потенциал, который накоплен в вузах, где сосредоточено большее, чем даже в академических институтах, количество ученых. По инициативе и при деятельном участии Совета ректоров были установлены тесные связи с вузами и промышленными предприятиями Хабаровского и Приморского краев. Наши ученые получали образовательные кредиты и гранты под конкретные проекты, и благодаря этому им удавалось не только находить интересные научные решения, но и создавать опытные образцы новой техники и оборудования, доводить свои изобретения и технологические решения до практического внедрения.

Именно Совет ректоров стал тем координирующим органом, работа которого позволила проводить в жизнь комплексные научно-исследовательские и опытно-конструкторские проекты, мобилизовав и объединив для этого огромный кадровый и инновационный потенциал вузовской науки в интересах всего Дальнего Востока.

Особо хочу подчеркнуть, что работа в Совете ректоров в 80-е – начале 90-х годов сыграла огромную роль в моей судьбе, став отличной школой управленческой деятельности, фундаментом для дальнейшего профессионального роста. И то, что я сегодня занимаю высокий руководящий пост в министерстве образования Хабаровского края, во многом связано с опытом, который мне посчастливилось приобрести в те годы.

Кроме того, поскольку мне приходилось постоянно общаться с ректорами и проректорами всех вузов края, я познакомился с большим количеством выдающихся личностей, которые работали в системе высшего образования, составляли собой вузовскую элиту. Моя повседневная деятельность, в частности подготовка к обсуждениям на заседаниях Совета злободневных вопросов, к принятию решений и составлению всевозможных документов, была связана с изучением огромного количества информации, отражавшей реальное состояние дел в вузах края.

Как я уже отметил, это была весьма хлопотная, занимавшая много времени и сил, очень ответственная общественная работа, которую к тому же приходилось совмещать с преподавательской деятельностью. Правда, Михаил Павлович Даниловский всегда шел мне навстречу, в частности, он, как ректор, распорядился снизить мне преподавательскую нагрузку, уменьшив количество учебных часов с 940 до 500 в год. В связи с этим хочу сказать, что сложившаяся практика, по которой и председатель Совета ректоров, и ученый секретарь были из одного вуза, оправдала себя.

Работа с Михаилом Павловичем Даниловским, который в течение долгого времени являлся председателем Совета, научила меня очень многому. Ведь он не только глубоко знал организацию учебного процесса, был великолепным хозяйственником, умело подбирал кадры, был чутким и отзывчивым человеком, но и хорошо видел перспективы, являлся талантливым руководителем с масштабным, поистине стратегическим образом мышления и с непререкаемым авторитетом у коллег. Да и вообще в Совете ректоров мне посчастливилось познакомиться и работать с выдающимися личностями, с людьми, являвшими собой образец поведения, высочайшего профессионализма, самоотверженного служения науке и обществу.

Впрочем, позже, когда М.П. Даниловского на посту председателя Совета сменил П.М. Каневских (возглавлявший Институт народного хозяйства), не пользовавшийся таким уважением и непререкаемым авторитетом, как его предшественник, мне было предложено остаться ученым секретарем – с учетом накопленного опыта работы, наработанных связей и знания положения дел в образовательной сфере края. Не вдаваясь в подробности, хочу отметить, что период деятельности П.М. Каневских на посту руководителя Совета ректоров был далеко не лучшим.

В настоящее время, уже в качестве заместителя министра образования Хабаровского края – начальника управления высшего и среднего профессионального образования, я вновь являюсь членом президиума Совета ректоров вузов Хабаровского края.

Одним из основных приоритетов в работе Совета ректоров ныне является обеспечение экономики региона необходимым количеством высококвалифицированных кадров –  выпускников высших учебных заведений. Причем в новых экономических условиях многие задачи нам приходится решать по-новому. В советское время, когда я начинал работать в Совете ректоров, вопросы подготовки нужного количества специалистов и их оптимального распределения решались на уровне Госплана, в масштабах всей страны. Сегодня подобного централизованного планирующего органа нет, да и рыночная экономика требует иных, более гибких подходов к подготовке и переподготовке специалистов с высшим образованием.

И решать эти проблемы нам приходится в очень непростых условиях.

С чем это связано?

Во-первых, с отсутствием научно обоснованных прогнозов потребности в кадрах с учетом направлений и задач экономического развития на общероссийском уровне. Если, к примеру, у нас в Хабаровском крае утверждена программа перспективного развития экономической и социальной сфер, то в Российской Федерации в целом подобного рода основополагающий документ пока не принят. Поэтому отсутствуют и прогнозные расчеты, сколько и каких специалистов потребуется народному хозяйству через пять, десять, пятнадцать лет, и опирающийся на эти расчеты федеральный заказ на подготовку кадров. А ведь мы готовим сегодня кадры не только для своего региона: в наших вузах сейчас обучаются примерно 28 процентов студентов, приехавших из-за пределов Хабаровского края.

Во-вторых, в обществе сложился и существует ажиотажный спрос на вузовские дипломы по некоторым, считающимся престижными, специальностям. Несмотря на то, что уже неоднократно говорилось, в том числе в средствах массовой информации, об избыточном количестве представителей ряда специальностей на региональном рынке труда, многие родители страстно желают, чтобы их дети получали в вузах именно эти специальности. Кстати, почему-то потом, когда их чада сталкиваются с проблемой трудоустройства именно эти мамы и папы требуют восстановления прежней, советского образца, системы обязательного распределения выпускников вузов.

Высшая школа, как известно, достаточно консервативная система. И чтобы, скажем, через пять-семь лет на рынке труда появилось необходимое количество квалифицированных специалистов в новой, перспективной сфере деятельности, к их подготовке нужно приступать уже сегодня. А значит вопросами организации учебного процесса, создания учебных программ, подбора и переподготовки профессорско-преподавательского состава нужно было начинать заниматься уже несколько лет назад…

В связи со всем этим, правительство Хабаровского края, краевое министерство образования совместно с Советом ректоров внимательно отслеживают ситуацию на рынке труда. И с учетом ее динамики, всех «за» и «против», на заседаниях Совета и его президиума мы обсуждаем затрагивающие всех нас вопросы. К примеру, целесообразно ли открывать в вузах края обучение по тем или иным новым специальностям? Или – есть ли необходимость создавать в регионе филиалы иногородних вузов? Особо подчеркну, что без учета мнений всех руководителей университетов и институтов, без согласия Совета ректоров такие вопросы не решаются.

Как известно, государство по-прежнему не финансирует вузы на сто процентов их потребностей. Поэтому практически все они вынуждены использовать внебюджетные источники, в том числе создавать платные места. В то же время, хочу подчеркнуть, именно благодаря Совету ректоров вузов, работающему в тесном взаимодействии с министерством образования, в Хабаровском крае количество бюджетных мест на душу населения из года в год растет.

Сегодня Совет ректоров вузов Хабаровского края является мощным инструментом, обеспечивающим реальное влияние вузовской общественности на формирование государственной и региональной политики в сфере высшего профессионального образования, защиту ее корпоративных интересов. Это связано с реально возросшей юридической и финансово-хозяйственной самостоятельностью вузов, их широкими полномочиями и новыми возможностями научной и инновационной деятельности, возможностями развития ими международных связей.

Левченко А.В. – заместитель министра образования Хабаровского края, начальник управления высшего и среднего профессионального образования; кандидат технических наук, доцент.

Как Вы относитесь к введению в РФ двухуровневой системы высшего образования - бакалавриат и магистратура (Болонская система)?

(опрос начат Авг. 16, 2010)