СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ Хабаровского края и Еврейской автономной области 40 лет со дня основания

Сергей Николаевич Иванченко: «Условия для получения образования на Дальнем Востоке должны быть более благоприятными, чем в столице России…»

- Сергей Николаевич, что сегодня представляет собой возглавляемый вами Совет ректоров? Какие наиболее значимые задачи он решает?

- Совет ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО объединяет и координирует работу 19 высших учебных заведений и филиалов вузов. В его составе в настоящее время действует целый ряд постоянных рабочих органов. В их числе советы проректоров по воспитательной работе, по учебной работе, по научной работе, комиссии по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни, по содействию трудоустройству и адаптации выпускников вузов, краевая приемная комиссия и ряд других структурных подразделений. Наш Совет представляет интересы огромного числа дальневосточников, занятых в сфере высшего профессионального образования, поскольку в вузах Хабаровского края и ЕАО в настоящее время занимаются в общей сложности около 95 тысяч студентов различных форм обучения, трудятся примерно 4 000 преподавателей, среди которых более 330 докторов наук и 1 800 кандидатов наук. Наряду с ректорами, в состав Совета входят представители органов государственного управления и общественных организаций региона.

Нам сегодня приходится решать многие из тех задач, которые стояли и перед нашими предшественниками, работавшими в Совете ректоров еще в 70-е и в 80-е годы прошлого века. В том числе: по формированию студенческого контингента, всестороннему совершенствованию образовательного процесса, повышению квалификации преподавателей, координации межвузовских программ научных исследований, установлению самого тесного взаимодействия с производством, в том числе в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья», по улучшению социально-бытовых условий студенчества и молодых преподавателей. Разумеется, решаются эти задачи в иных экономических и политических условиях, а значит и рассматриваются под иным углом. Словом, мы сохраняем доставшиеся нам традиции и в то же время решаем многие новые задачи: по совершенствованию организационно-правовых форм развития университетов, формированию эффективных бизнес-структур в образовательной сфере, распространению современных, в том числе дистанционных форм организации учебы студентов, внедрению систем менеджмента качества, решению проблем, связанных с аттестацией и аккредитацией вузов региона. Еще одна стоящая перед нами важная проблема – обеспечение вхождения российских вузов в Болонский процесс и их перехода к двухуровневой системе высшего образования (бакалавриат и магистатура).

Говоря об условиях, в которых работает Совет ректоров, необходимо упомянуть и новые вызовы, встающие перед нами. Так, появились специфические сложности в организации взаимодействия высших учебных заведений, ведь решать все перечисленные выше задачи нам приходится в условиях реальной конкуренции вузов на рынке образовательных услуг. Кроме того, развитие и даже выживание многих вузов зависит не только от них самих, но и от внешних причин, например, от состояния отраслей народного хозяйства, для которых они призваны готовить кадры. Сегодня в России в целом и на Дальнем Востоке активно развивается негосударственный сектор образовательных услуг. При этом мы должны, с одной стороны, поддерживать открытие действительно необходимых для региона вузов, предлагающих новые, дефицитные специальности, а с другой - вести самую решительную борьбу с теми, кто под видом образовательной деятельности занимается, по сути дела, «торговлей дипломами».

- В своих недавних выступлениях, прежде всего на заседании Государственного совета в феврале 2008 года, Президент России Владимир Путин сделал акцент на необходимости формирования в нашей стране инновационного общества, экономики основанной на знаниях, на развитии человеческого, прежде всего интеллектуального, капитала. Какая работа в этом направлении ведется Советом ректоров?

- Президентом России поставлена амбициозная, но вполне реальная в обозримой перспективе цель – опираясь на отечественные традиции высшей школы и широко внедряя инновационные технологии обучения, сделать российскую систему образования лучшей в мире. Все это, вместе с решением проблем здравоохранения и значительным повышением качества жизни россиян, будет способствовать превращению России в одну из ведущих экономик мира.

Что же необходимо сделать для этого на Дальнем Востоке, являющемся для России воротами в АТР – наиболее бурно развивающийся в начале XXI века регион планеты? Очень многое. И, кстати говоря, на фоне ускоренного экономического, научного и технологического развития стран Азиатско-тихоокеанского региона, с учетом акцента, который делается там на активизацию человеческого фактора, особую тревогу вызывают социально-экономические и демографические проблемы, которые испытывает Восток России. Однако успешное решение проблем нашего региона во многом связано именно с проведением здесь эффективной образовательной политики. Более того, она может стать катализатором благотворных перемен. К примеру, многого можно достичь, если создать стимулы, способствующие тому, чтобы молодежь из западных регионов России и даже ближнего зарубежья ехала получать высшее образование в вузах Дальнего Востока. Для этого необходима государственная поддержка не только экономики, но и непосредственно образовательной сферы, формирование в Дальневосточном регионе системы преимущественного бесплатного высшего профессионального образования.

Образовательный бюджет вузов региона сейчас примерно на 50 процентов формируется за счет государственного финансирования и на 50 процентов – за счет подготовки кадров на договорной основе. Увеличение доли государственного финансирования при уже достигнутом нами высоком качественном уровне образовательных услуг позволит, во-первых, обеспечить экономику Дальнего Востока необходимым для ее ускоренного и опережающего развития количеством специалистов. А, во-вторых, именно за счет притока молодежи с высшим образованием в значительной степени поможет выправить неблагоприятную ныне демографическую ситуацию в регионе. Поэтому условия получения высшего образования на Дальнем Востоке должны быть даже более благоприятными, чем в столице России. И это реальный путь к комплексному решению многих проблем нашего региона.

Разумеется, для формирования на Дальнем Востоке экономики, опирающейся на инновационные технологии, уже сегодня в наших вузах необходимо открытие новых специальностей и формирование целых направлений подготовки кадров с учетом потребностей и перспектив развития народнохозяйственного комплекса. К примеру, наш регион уже сегодня нуждается в большом количестве специалистов для нефте- и газохимии, гео- и гидроэкологии, для других перспективных отраслей. Именно с учетом актуальных и перспективных потребностей производства в наших вузах уже формируются новые, так называемые гибридные специальности, как, например, мехотроника (механика плюс электроника). Необходимо еще более широкое участие университетов и институтов российского Дальнего Востока в научно-исследовательской, инновационной и внедренческой деятельности в интересах экономики региона. Необходим и более активный выход с нашими научными разработками и передовыми технологиями на мировой рынок, активное участие в международном научном и образовательном сотрудничестве.

- Словом, чтобы сформировать прочный фундамент инновационного общества, инновационной системы образования, необходимо решать существующие проблемы комплексно, в тесном взаимодействии с учебными заведениями всех уровней, совместно с органами власти и общественными организациями…

- Более того, нам необходимо готовиться к переходу к новой системе непрерывного профессионального образования. Отстаивая интересы высших учебных заведений, мы в Совете ректоров также хорошо понимаем, что в последнее десятилетие в России сложился дисбаланс между начальным, средним и высшим профессиональным образованием. Связано это с тем, что в российском обществе существует значительный ажиотажный спрос на высшее образование. Причем нередко – без учета реальных потребностей экономики и социальной сферы в кадрах, что создает немалые проблемы с трудоустройством для значительного количества выпускников высших учебных заведений. Но ведь все отрасли народного хозяйства региона нуждаются в специалистах различного уровня профессиональной подготовки, к примеру, промышленность, энергетика, транспорт – не только в инженерах, но и в высоко квалифицированных рабочих и техниках.

Вполне возможно, что с учетом мировых тенденций, достаточно интересного и поучительного опыта современной Японии, мы в России уже в ближайшее время поставим перед собой амбициозную задачу по переходу к всеобщему высшему образованию. Однако это будет постепенный процесс. Причем нам необходимо в тесной увязке с присоединением к Болонскому процессу и с использованием опыта образовательных учреждений Азиатско-тихоокеанского региона выстраивать для нашей молодежи национально ориентированные, индивидуальные траектории получения образования.

В решении этих проблем мы уже сегодня активно взаимодействуем с Министерством образования Хабаровского края, с Советом директоров средних специальных учебных заведений края, со многими другими заинтересованными органами управления и общественными организациями. К примеру, с техникумами большинства субъектов федерации Дальнего Востока, прежде всего – Хабаровского и Приморского краев, Амурской и Еврейской автономной областей наши вузы заключают договора об организации подготовки их выпускников в форме ускоренного заочного или ускоренного дневного обучения. Всестороннюю помощь оказываем мы и нашим школам. К примеру, Совет ректоров принимал активное участие в конкурсном отборе общеобразовательных учреждений Хабаровского края, внедряющих инновационные образовательные программы. Экспертами этого конкурса выступили представители ведущих педагогических и других вузов региона. С нашим непосредственным участием в Хабаровском крае осуществлена программа компьютеризации школ, создания единой информационной образовательной сети и базы данных для вузов и других учебных заведений.

- Сергей Николаевич, вузы Хабаровского края, и прежде всего технические, на протяжении всей истории своей деятельности поддерживали самые тесные связи с производственным предприятиями. Их научно-педагогические кадры наряду с подготовкой студентов всегда активно трудились в интересах народного хозяйства страны, ее Дальневосточного региона. Какая работа в этом направлении проводится Советом ректоров в настоящее время?

- Подготовка специалистов в учреждениях высшего профессионального образования Хабаровского края осуществляется примерно по 200 специальностям, в интересах всех отраслей промышленности, энергетики, строительства, транспорта, социальной сферы прежде всего Дальневосточного региона. Для повышения эффективности этой работы у нас установлены самые тесные, разносторонние связи с Министерством экономического развития и внешних связей Хабаровского края, с Советом предпринимателей, Советом директоров предприятий и непосредственно со многими предприятиями региона.

Мы видим, что в последние годы наметились положительные изменения, связанные с возросшей заинтересованностью руководителей интенсивно развивающихся производственных предприятий в подготовке кадров с высшим образованием в вузах региона. Начали даже формироваться «связки» из тесно взаимодействующих вузов и предприятий. К примеру, Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет на целевой основе готовит специалистов для ряда отраслей и предприятий. Так, в интересах предприятия «Амур-металл» в этом вузе открыта специальность «черная металлургия». К совместной реализации программы по подготовке кадров вуз «подтянул» также металлургический техникум. В свою очередь, само предприятие вложило немалые средства в совершенствование учебно-материальной базы вуза и техникума.

По такой же схеме организуется сотрудничество этого вуза с Комсомольским-на-Амуре авиационным производственным объединением (КНААПО) имени Юрия Гагарина. Ускоренно развивается сегодня Советско-Гаваньский промышленный и транспортный узел, в интересах предприятий которого в целом успешно работает открытый там филиал Комсомольского-на-Амуре технического университета. В то же время мы видим здесь и проблемы – возможностей одного вуза для подготовки кадров по широкому спектру требуемых специальностей уже недостаточно. Однако в целом в Хабаровском крае мы наблюдаем положительные тенденции. Руководители многих предприятий стараются прогнозировать кадровые потребности на длительную перспективу, всерьез задумались о подготовке специалистов с высшим образованием, готовы вкладывать в это немалые финансовые средства. Поэтому, к примеру, и в нашем Тихоокеанском государственном университете открываются или готовятся к открытию многие новые специальности в интересах бурно развивающихся в регионе отраслей производства.

- В числе важнейших задач, стоящих перед Советом ректоров вы называли расширение международных научных и образовательных связей. Каковы успехи на этом пути?

- Одно из перспективных направлений нашей деятельности – обеспечение вхождения вузов российского Дальнего Востока в мировое образовательное пространство, развитие международного сотрудничества. Все без исключения вузы Хабаровского края сегодня развивают контакты с зарубежными научными и образовательными учреждениями, участвуют в программах академического и студенческого обмена, в большинстве вузов обучаются студенты из стран Азиатско-тихоокеанского региона, прежде всего из Китайской Народной Республики. Всего же с начала 90-х годов ХХ века и по настоящее время в вузах Хабаровского края и ЕАО прошли обучение около 12 тысяч иностранных граждан.

Реализация программ международного образовательного сотрудничества осуществляется по целому ряду направлений. Это прежде всего: обучение по программам профессионального образования; предвузовское обучение и обучение русскому языку как иностранному; реализация совместных с зарубежными университетами образовательных программ с выдачей двух дипломов; проведение краткосрочных и среднесрочных стажировок; работа с иностранными выпускниками и внеучебная работа с иностранными студентами. Координирует всю эту деятельность наш Совет ректоров. Нами уже проведены восемь форумов ректоров университетов Дальнего Востока, Сибири и Северо-восточных провинций КНР. Когда мы начинали развивать эти международные контакты, то опирались целиком на свои силы и средства, а сегодня они уже входят в перечень мероприятий, финансируемых правительством России, являются одним из направлений программы проведения Года России в Китае.

В то же время необходимо признать, что международное сотрудничество пока еще в недостаточной мере используется для повышения конкурентоспособности высшего образования в вузах Дальневосточного региона, вхождения их в мировое образовательное пространство, обеспечения роста академической мобильности, расширения экспорта образовательных услуг. Мировой образовательный рынок сегодня интенсивно развивается, международная конкуренция в этом сегменте деятельности обостряется. Поэтому нам необходимо принять дополнительные меры по усилению информационно-рекламного обеспечения экспорта образовательных услуг вузов, по улучшению социально-бытового обеспечения иностранных студентов, в том числе по строительству комфортабельных общежитий для иностранных студентов, нужно создавать на базе вузов Хабаровского края центры дистанционного обучения по программам высшего профессионального образования для иностранных граждан.

- Сергей Николаевич, а что лично для вас значит работа в Совете ректоров? Какие чувства и эмоции у вас с ней связаны?

- Совет ректоров – это уникальная по интеллектуальной и креативной интенсивности сфера общения руководителей системы высшего образования. Каждый из руководителей вузов – яркая, глубоко и всесторонне развитая личность, неординарный человек, имеющий свои взгляды, способный аргументировано отстаивать их в самых жарких дискуссиях. Поэтому лично мне к каждому заседанию Совета приходится готовиться еще и психологически. В то же время все мы дополняем друг друга, и в совокупности представляем авторитетный орган, эффективно руководящий системой высшего образования, с которым считается власть, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Наверное, сегодня ни в одном другом субъекте федерации Дальнего Востока Совет ректоров вузов не работает столь результативно, творчески, заинтересованно. Поэтому лично для меня работа в Совете – это еще и насыщенная общественно значимой деятельностью,  интересная, полнокровная жизнь.

 

Беседовал Александр Пасмурцев.

Как Вы относитесь к введению в РФ двухуровневой системы высшего образования - бакалавриат и магистратура (Болонская система)?

(опрос начат Авг. 16, 2010)