СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ Хабаровского края и Еврейской автономной области 40 лет со дня основания

Семидесятые годы: первые шаги к демократизации отечественной системы высшего образования

Начало 70-х годов ХХ столетия характеризовалось всплеском активности руководителей Министерства высшего и среднего специального образования СССР в попытках усовершенствовать систему управления вузами страны. Это было связано со стремлением обеспечить более широкое привлечение руководителей вузов, представителей профессорско-преподавательского состава и студенчества, а также местного партийного, советского и хозяйственного руководства к работе по повышению качества подготовки специалистов с высшим образованием.

Все это было обусловлено целым рядом обстоятельств.

Прежде всего, тем, что бурное развитие, начиная со второй половины ХХ века, научно-технического прогресса, а также внедрение передовых технологий и новых материалов в промышленности, достижения мировой и отечественной науки поставили перед высшей школой новые проблемы и задачи, обусловили необходимость очередного этапа перестройки самой системы управления образованием. Характеризуя причины перестройки управления, министр высшего образования СССР В.П. Елютин подчеркивал, что прежний производственно-отраслевой подход к подготовке кадров привел к ориентации на выпуск так называемых готовых специалистов, знания и навыки которых формировались по «рецептурному» типу, т.е. как набор готовых решений, обеспечивающих применение знаний в заявленных параметрах производственной деятельности.

Однако, указывал он, «по мере развития научно-технической революции произошли принципиальные сдвиги в содержании труда квалифицированных кадров: наметилась тенденция быстрого старения специальных  знаний, на которые в течение определенного периода делался упор в подготовке кадров, и исключительно остро встали проблемы профессиональной мобильности специалистов и улучшения их образования в области фундаментальных наук».

Требования времени приходили в противоречие с методами управления, традиционными для советской системы высшего образования. Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по улучшению подготовки специалистов и совершенствованию руководства высшим и средним специальным образованием в стране», принятым в 1966 году, была определена структура и функции органов руководства высшей школой. Но и в этот, послесталинский, период система управления высшим образованием по-прежнему носила жесткий централизованный характер. Еще более возросла роль исполнительного государственного органа управления, союзно-республиканского Министерства высшего и среднего специального образования СССР, на которое возлагалась ответственность не только за состояние и дальнейшее развитие системы высшего образования, но и за общее организационно-методическое руководство всеми вузами страны, независимо от их ведомственной принадлежности. В прямое подчинение Минвуза СССР были переданы наиболее крупные вузы, на которые возлагались функции базовых научно-методических центров.

В то же время, благодаря мерам, принимавшимся, начиная с 70-х годов ХХ века, значительная часть отраслевых вузов была сохранена под непосредственным руководством органов управления отраслями народного хозяйства. Улучшилась работа по выявлению текущей и перспективной потребности различных отраслей в специалистах, а также по рациональному размещению высших учебных заведений по экономическим районам страны. Кроме того, начиная с 1971 года, Минвуз СССР приступил к организации систематического повышения квалификации руководящих работников высших учебных заведений, что позволило осуществить комплексное руководство развитием кадрового потенциала системы высшей школы. Стало больше внимания уделяться развитию и повышению эффективности научных исследований, развитию учебно-материальной базы и технического оснащения учебных заведений.

Естественно, что и в этих условиях, как отмечал бывший министр образования, профессор В.Г. Кинелев, «ни о какой автономии вузов не могло быть и речи», так как вузы являлись государственными учреждениями, подчиненными власти бюрократии. Только значительно позже, начиная с 1978 года, по его мнению, были предприняты первые попытки обеспечить вузам большую самостоятельность – путем формирования органов студенческого самоуправления, расширения состава ученых советов, избрания (выборов) ректоров вуза.

Тем не менее, уже в начале 70-х годов были сделаны первые важные шаги по формированию новой, более демократичной системы управления высшим образованием, предусматривавшей более широкое участие в процессах принятия решений, прежде всего, руководителей высших учебных заведений.

Именно в тот период были подготовлены два важнейших нормативных документа: «Положение о Совете университетов при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР» (утверждено приказом министра высшего и среднего специального образования СССР от 14 ноября 1972 г. № 813) и «Положение о Совете ректоров высших учебных заведений» (утверждено приказом министра от 29 декабря 1972 г. № 926).

В первом документе о Совете университетов при Минвузе СССР говорилось, что данный орган создается «в целях обмена опытом учебно-воспитательной и научно-исследовательской деятельности государственных университетов СССР, а также разработки предложений по улучшению и развитию университетского образования».

А в документе о создании Совета ректоров вузов указывалось, что эти органы создаются, «в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 18 июля 1972 года № 535 «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшего образования в стране», в крупных вузовских центрах, с целью координации деятельности вузов, обобщения и распространения положительного опыта по организации учебного процесса, идейно-воспитательной и научно-исследовательской работы, повышению квалификации преподавателей».

Постановлением определялись основные цели и задачи, направления деятельности советов ректоров вузов, а также полномочия этого органа.

Наряду с традиционной для этого периода отечественной истории идейно-политической целевой составляющей, предусматривавшей активное участие руководителей вузов в реализации политики КПСС в области высшего образования и в коммунистическом воспитании молодежи, перед Советом ректоров ставились также важные организационные и практические задачи. В их числе:

  • разработка предложений по дальнейшему развитию высшего образования в данном экономическом районе;
  • организация взаимного изучения и обмена опытом работы вузов по подготовке специалистов;
  • внедрение прогрессивных методов обучения, использования технических средств в организации учебного процесса и управления им в вузах;
  • координация разработки комплексных научных проблем, выполняемых вузами, научно-исследовательской работы студентов и проведение смотров студенческих научных работ;
  • объединение усилий по повышению квалификации преподавателей, организации их стажировки на предприятиях, в учреждениях данного экономического района;
  • усиление связи вузов с предприятиями, организациями и учреждениями по вопросам производственной практики студентов и стажировки окончивших вузы, изучение использования молодых специалистов в  отраслях народного хозяйства;
  • объединение усилий вузов в развитии межвузовской учебно-материальной базы;
  • координация работы вузов по профессиональной ориентации молодежи, организации деятельности подготовительных курсов и отделений, проведению приема нового пополнения студентов.
  • Одним из социально значимых направлений деятельности Советов также являлась разработка мер и предложений по улучшению жилищно-бытовых условий, культурного и медицинского обслуживания студентов, спортивно-массовой работы  в вузах.

Положением о Совете ректоров не предусматривалось создание специального административного аппарата этого органа, однако отмечалось, что его повседневная деятельность обслуживается тем вузом, руководитель которого является председателем Совета.

23 марта 1973 года на секретариате Хабаровского крайкома КПСС в связи с формированием Совета ректоров высших учебных заведений края были рассмотрены и утверждены кандидатуры для избрания в его состав. Для утверждения Минвузом СССР был рекомендован персональный состав Совета в количестве 25 человек.

Согласно этому предложению Хабаровского крайкома КПСС, министр высшего и среднего специального образования СССР В.П. Елютин своим приказом от 18 апреля 1973 года № 344 утвердил Совет ректоров края. Первым председателем Совета был утвержден ректор Хабаровского политехнического института, профессор Михаил Павлович Даниловский, а его заместителем – ректор Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта, профессор Валентин Иосифович Дмитренко.

О первых руководителях Совета ректоров вузов Хабаровского края следует сказать, что это были весьма уважаемые люди, возглавлявшие крупнейшие на Дальнем Востоке Российской Федерации вузы, снискавшие большой личный авторитет среди научной и педагогической общественности края и всего Дальневосточного региона.

Михаил Павлович Даниловский – коренной дальневосточник. Он родился 15 октября 1921 года в селе Горно-Ананьевка Приморского края. В Хабаровске окончил с отличием среднюю школу, после чего в 1940 году поступил в Новосибирский военный институт инженеров железнодорожного транспорта. В октябре 1941 года со студенческой скамьи он добровольцем ушел на фронт, участвовал в сражениях под Москвой и Сталинградом. После тяжелого ранения был отправлен на службу в Казанское танковое училище. В 1947 году, демобилизовавшись из рядов Советской армии, продолжил учебу в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта, который успешно закончил в 1952 году. После окончания института М.П. Даниловский поступил в аспирантуру и окончил ее через два года, а в 1960 году, будучи заведующим кафедрой строительных материалов, успешно защитил кандидатскую диссертацию. В апреле 1958 года он был назначен директором создававшегося в Хабаровске автомобильно-дорожного института. На плечи М.П. Даниловского легла колоссальная работа по строительству вузовского комплекса, формированию профессорско-преподавательского коллектива и организации учебного процесса. С этой сложнейшей задачей он успешно справился. Уже в 1962 году развивавшийся быстрыми темпами вуз был преобразован в Хабаровский политехнический институт. В 1973 году Высшая аттестационная комиссия утвердила М.П. Даниловского в звании профессора по кафедре строительных конструкций.

Талантливый руководитель, обладавший отличными организаторскими способностями и умением работать с людьми, Михаил Павлович с первого же дня на столь ответственном посту энергично взялся за дело по организации Совета ректоров вузов Хабаровского края. М.П. Даниловскому было приятно работать на этом поприще еще и потому, что заместителем стал его учитель, выдающийся организатор высшего технического образования в России Валентин Иосифович Дмитренко.

Профессор В.И. Дмитренко – человек-легенда, о котором до сих пор часто вспоминают его коллеги и выпускники ХабИИЖТа разных лет. Родился он 21 апреля 1909 года на станции Дебальцево в Донбассе в семье машиниста паровоза. Детство было трудным, так как в 1918 году семья осталась без отца. Двенадцати лет от роду, после окончания четырех классов в школе, он начал свою трудовую деятельность учеником слесаря, а в 1923 году был переведен в школу фабрично-заводского обучения. В 1927 году его, как лучшего рабочего-слесаря, направили на рабфак в Ростов-на-Дону, где он прошел курс ускоренной подготовки для поступления в Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта. Окончив факультет электрификации и получив квалификацию инженера путей сообщения, Валентин Иосифович был оставлен в вузе для дальнейшей учебы в аспирантуре. Он успешно защитил кандидатскую диссертацию, и в январе 1940 года ему была присвоена ученая степень кандидата технических наук, а спустя полгода – ученое звание доцента. С февраля 1940 года В.И. Дмитренко работал в ХабИИЖТе доцентом кафедры сопротивления материалов, а в августе 1943 года он избран освобожденным секретарем партийной организации института. 13 июля 1949 года в звании директор-полковник тяги В.И. Дмитренко приступил к исполнению обязанностей начальника института. В качестве руководителя ХабИИЖТа он проработал почти 28 лет, вплоть до 1977 года. С его именем связано становление и развитие ХабИИЖТа. Валентином Иосифовичем были заложены традиция вуза, создан и воспитан коллектив педагогов-единомышленников, сформированы основные направления подготовки кадров и научных исследований, установлены тесные творческие связи с железными дорогами и предприятиями транспортного строительства, многое сделано для развития учебно-материальной базы вуза.

Ученым секретарем Совета ректоров вузов Хабаровского края был утвержден старший преподаватель Хабаровского политического института, кандидат технических наук Борис Николаевич Лелянов.

В первый состав Совета ректоров вузов Хабаровского края вошли следующие руководители высших учебных заведений:

  • доцент Свердлов Н.В. (ректор Хабаровского государственного педагогического института);
  • доцент Гайдачук С.И. (ректор Хабаровского института народного хозяйства);
  • доцент Гецольд Е.С. (ректор Хабаровского института физической культуры);
  • кандидат искусствоведения Демин В.П. (ректор Хабаровского института культуры);
  • доцент Куликов А.Д. (ректор Комсомольского-на-Амуре политехнического института);
  • доцент Романов В.В. (ректор Комсомольского-на-Амуре государственного педагогического института;
  • доктор медицинских наук Росляков А.Г. (ректор Хабаровского медицинского института);
  • доцент Степанов В.И. (ректор Хабаровской высшей партийной школы);
  • Мартынов А.К. (директор Хабаровского филиала Всесоюзного заочного финансово-экономического института);
  • кандидат юридических наук Мошак А.В. (декан Хабаровского факультета Всесоюзного заочного юридического института);
  • Перевалова Н.Г. (директор Хабаровского филиала Всесоюзного заочного института советской торговли).

В состав Совета ректоров наряду с руководителями вузов региона также вошли руководители партийных и советских органов (в том числе доцент Перекальский В.А. – заведующий отделом науки и учебных заведений Хабаровского крайкома КПСС; Маринкин И.И. – заместитель председателя Хабаровского крайисполкома), представители общественных организаций, крупнейших промышленных и транспортных объединений и предприятий. Весьма примечателен и тот факт, что в первый состав Совета ректоров были включены студентка 3-го курса Хабаровского политехнического института Бедовая Вера Ивановна и студент 2-го курса Хабаровского государственного педагогического института Петрунь Геннадий Михайлович.

Первое заседание Совета ректоров Хабаровского края было проведено 25 мая 1973 года в Хабаровском медицинском институте. На нем был заслушан и обсужден доклад председателя Совета профессора М.П. Даниловского «Задачи Совета ректоров вузов в свете постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР» от 18 июля 1972 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию высшей школы».

В качестве основных целей работы Совета были названы координация деятельности вузов края, обобщение и распространение положительного опыта по организации учебного процесса, идейно-воспитательной и научно-исследовательской работы, повышения квалификации преподавателей.

На заседании также были утверждены план на новый 1973 – 1974 учебный год и состав секций Совета ректоров, основным докладчиком по этим вопросам выступил заместитель председателя Совета ректоров, профессор В.И. Дмитренко.

Следует подчеркнуть, что с самого начала своей деятельности Совет ректоров довольно энергично взялся за работу и имел достаточно высокий авторитет среди работников высшей школы и руководителей краевых организаций. С одной стороны, это объяснялось тем, что во главе Совета стояли весьма уважаемые и опытные руководители крупнейших на Дальнем Востоке вузов: профессора М.П. Даниловский и В.И. Дмитренко. А во-вторых, руководители Совета ректоров хорошо знали свое дело и прекрасно понимали, как решать поставленные перед ними задачи.

Впрочем, задачи эти были непростыми. Требовалась глубокая разработка конкретных мер и предложений по реализации вузами, чьи руководители были представлены в Совете ректоров, программ дальнейшего развития высшего образования в регионе. Необходимо было организовать: взаимное изучение опыта работы вузов по подготовке специалистов и обмен этим опытом, координацию разработки комплексных научных проблем, выполняемых вузами, и научно-исследовательской работы студентов, проведение смотров студенческих научных работ, а также объединение усилий по повышению квалификации преподавателей и организации их стажировок на предприятиях и в учреждениях.

Уже в годовом плане работы, утвержденном на майском 1973 года заседании Совета, было предусмотрено проведение весьма важных и крупных мероприятий по таким направлениям, как:

- совершенствование учебных планов и введение необходимой специализации в вузах края;

- изучение и использование опыта работы Хабаровского института инженеров железнодорожного транспорта по организации нового набора и Хабаровского политехнического института по подготовке научно-педагогических кадров через целевую аспирантуру;

- улучшение качественного состава преподавателей кафедр общественных наук и повышение их квалификации;

- внедрение в промышленность важнейших разработок, выполненных научными работниками вузов Хабаровского края, связанных с развитием производительных сил Дальнего Востока;

- организация творческих связей вузов с производством и оказание помощи производству в выполнении планов четвертого, определяющего, года пятилетки и т.д.

Была также намечена работа по таким важным вопросам, как улучшение быта и здоровья студентов, всесторонний анализ результатов экзаменационных сессий, деятельность подготовительных отделений и совершенствование учебно-воспитательного процесса.

Значительную работу по изучению и подготовке к обсуждению актуальных вопросов на заседаниях выполняли секции, созданные в структуре Совета ректоров вузов края. Эти секции возглавляли опытные руководители вузов, такие как Андрей Григорьевич Росляков, ректор медицинского института (секция учебно-воспитательного процесса); Евгений Сергеевич Гецольд, ректор института физической культуры (секция физического воспитания, спорта и быта студентов); Николай Васильевич Свердлов, ректор Хабаровского педагогического института (секция НИР и повышения квалификации преподавателей); Владимир Ильич Степанов, ректор Хабаровской высшей партийной школы (секция общественных наук).

Советом ректоров была тщательно изучена ситуация со сложившейся в вузах Хабаровского края специализацией и приняты рекомендации по вопросам перспективного планирования набора студентов по конкретным специальностям с целью устранения параллелизма в подготовке кадров. При активном участии Совета ректоров в вузах края развернулась подготовительная работа по переходу с 1 октября 1974 года на новые учебные планы, по широкому внедрению технических средств в учебном процессе, применению ЭВЦМ и АВМ в курсовом и дипломном проектировании. Со всей определенностью Совет высказался за необходимость подготовки инженеров по автоматизированным системам управления, прикладной математике, автоматизации производственных процессов на базе Хабаровского политехнического института. Члены Совета сочли необходимым в будущем сосредоточить подготовку специалистов по строительным специальностям в специализированном вузе, для чего было признано целесообразным изучить вопрос о создании в Хабаровском крае инженерно-строительного высшего учебного заведения.

Важным событием в вузовской жизни края явилось проведение в Хабаровске с 11 по 23 марта 1974 года семинара деканов факультетов вузов Дальнего Востока. Это, можно сказать, была первая попытка на таком уровне собрать руководящих вузовских работников всего Дальневосточного региона и обстоятельно обменяться мнениями по вопросам дальнейшего совершенствования качества подготовки специалистов. Естественно, вся тяжесть работы, связанной с подготовкой и проведением этого мониторингового семинара, легла на Совет ректоров вузов Хабаровского края.

Семинар деканов прошел на достаточно высоком научно-методическом и организационном уровне. Участие в его работе ответственных работников Минвуза СССР – начальника отдела преподавания общественных наук, профессора А.П. Шептулина, начальника Главного управления университетов, юридических и экономических вузов профессора Л.А. Серафимова, которые выступили с докладами, придало семинару конструктивно-деловой характер. В обсуждении затронутых вопросов заинтересованное участие приняли 14 ректоров и проректоров дальневосточных вузов. Большинство участников семинара, прежде всего, деканы выступали по всем обсуждаемым вопросам, делились опытом работы, высказывали свои предложения и замечания.

Участники семинара заслушали более 40 докладов и сообщений: по вопросам педагогики и методики преподавания в высшей школе; организации самостоятельной работы студентов; внедрению технических средств и программного обучения; организации научно-исследовательской работы преподавателей и студентов; повышению научно-методической квалификации преподавателей и другим актуальным проблемам высшей школы.

Как уже отмечалось, Совет ректоров уделял значительное внимание работе подготовительных отделений, которые являлись важной формой пополнения учебных заведений рабочей и сельской молодежью. К осени 1973 года, то есть за четыре года их существования, окончили подготовительные отделения и были зачислены в институты 1625 молодых рабочих промышленных предприятий, совхозов и колхозов Хабаровского края. Работа была организована таким образом, что через подготовительные отделения вузы получали достойное пополнение. Это позволило несколько улучшить социальный состав студентов, тем более что вышестоящие органы требовали от руководителей вузов неукоснительного соблюдения указаний партии и государства на этот счет. В 1973/74 учебном году удельный вес рабочих промышленных предприятий и работников совхозов среди студентов, принятых в институты, составил 22,1 процент.

Подготовительные отделения обеспечивали в целом хорошие стартовые возможности высшим учебным заведениям для расширения их связей с предприятиями. Именно в это время Хабаровский и Комсомольский-на-Амуре политехнические институты зачисление на подготовительные отделения производили по конкурсам, чего нельзя было сказать о многих других вузах.

Однако, как справедливо отмечали вышестоящие партийные органы, в комплектовании подготовительных отделений существовало много проблем. В связи с постоянным дефицитом рабочей силы многие хозяйственные руководители предприятий и совхозов региона не могли в полной мере использовать предоставленное им право по направлению работающей молодежи на учебу в институты. В связи с этим острой критике со стороны и партийных органов, и Совета ректоров подвергались такие хозяйственные объединения и организации, как «Дальлеспром», «Дальлесдрев», Хабаровское отделение ДВЖД, трест «Дальтрансстрой», Амурское предприятие «Эра», строительный трест № 6, трест «Комсомольскжилстрой» и ряд других. Естественно, «доставалось» и руководителям институтов, которые, по оценке партийных органов, зачастую не вели «совместной работы по отбору передовых рабочих для обучения, особенно по специальностям, по которым в крае испытывается недостаток в кадрах».

Впрочем, руководители вузов прекрасно понимали серьезность положения с комплектованием набора и воспринимали справедливые упреки вышестоящих органов с пониманием, хотя в душе с трудом принимали их только на свой счет. Но  время  тогда было такое, когда следовало сделать все от тебя зависящее, чтобы выправить положение. Обсуждение на заседаниях Совета ректоров вопросов по комплектованию набора студентов всегда являлось острым, и члены совета понимали свою меру ответственности за комплектование и за состояние учебной работы  на подготовительных отделениях.

Вместе с руководителями вузов большую работу проводила секция физического воспитания, спорта и быта студентов Совета ректоров, которую возглавлял доцент Е.С. Гецольд. Серьезным подспорьем в организации этой работы являлось принятое еще в октябре 1971 года постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению материальных и жилищно-бытовых условий студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений».

В соответствии с этим постановлением в крае были разработаны мероприятия по улучшению материальных и жилищно-бытовых условий студентов и учащихся. От Совета ректоров требовалось взять под постоянный контроль выполнение этих мероприятий, обеспечить координацию усилий руководителей вузов и техникумов в этом важном деле. В этой связи секция Совета ректоров глубоко изучила состояние проводимой работы в каждом учебном заведении и внесла ряд предложений. В частности, было обращено внимание руководителей высших и средних учебных заведений на необходимость упорядочения назначения и выплаты стипендий студентам и учащимся с учетом их успеваемости и участия в общественно-политической работе, на более полное и правильное использование стипендиального фонда. Это позволило несколько увеличить количество студентов и учащихся, получающих стипендии. Так, если в 1970/71 учебном году стипендии получали 65,6 процента студентов и учащихся учебных заведений Хабаровского края, в том числе 3,4 % получали ее за счет предприятий, то в 1975/76 учебном году стипендии получали уже 74,3 % студентов и учащихся, из них 7,3 % за счет предприятий и организаций.

Значительные положительные подвижки произошли в организации общественного питания студентов и учащихся. За период с 1972-го по 1976 год в Хабаровском крае было построено 7 новых столовых на 812 посадочных мест, а в учебных корпусах и студенческих общежитиях было открыто 10 буфетов на 545 посадочных мест. Руководителями учебных заведений края совместно с управлением общественного питания крайисполкома проводилась настойчивая работа по улучшению содержания студенческих столовых и буфетов. Был значительно увеличен ассортимент приготовления блюд, улучшилось качество приготовления пищи. Охват горячим питанием студентов высших и учащихся средних специальных учебных заведений в 1976 году составил 80,8 %, а 24 столовые были переведены на отпуск комплексных обедов. Активно внедрялась организация льготного питания студентов по абонентам со скидкой 50 % за счет стипендиального фонда.

Вместе с тем, как отмечалось на заседаниях Совета ректоров, было допущено отставание и не выполнены плановые задания по вводу в эксплуатацию студенческих общежитий и столовых. Несмотря на то, что за период с 1972-го по 1976 год в крае было построено 15 общежитий на 7253 мест, что, несомненно, являлось значительной добавкой к существующему фонду студенческого жилья, в строительстве было много негатива. Так, из-за несвоевременного открытия финансирования не были введены в эксплуатацию в установленные сроки четыре общежития. По причине задержки в финансировании для выполнения проектно-сметной документации не было начато строительство студенческих столовых Хабаровским строительным и лесотехническим техникумами.

Другой серьезной проблемой, которая в то время вызывала у Совета ректоров особую озабоченность, являлась неудовлетворительная обеспеченность местных вузов специалистами высшей квалификации: докторами и кандидатами наук. Без преувеличения можно сказать, что лишь одно высшее учебное заведение в этом отношении отличалось в лучшую сторону от других институтов Дальневосточного региона. Этим вузом являлся Хабаровский государственный медицинский институт, который в то время возглавлял известный на Дальнем Востоке специалист, талантливый хирург, доктор медицинских наук профессор Андрей Григорьевич Росляков. Другие ректоры хабаровских вузов, как говорится, белой завистью завидовали своим коллегам из медицинского института.

В самом деле, уже в довоенные годы Хабаровским медицинским институтом был сделан значительный качественный скачок в подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации, именно тогда решением Минздрава вузу было предоставлено право защиты кандидатских диссертаций, а затем – защиты диссертаций на соискание ученой степени доктора медицинских наук. По данным, хранящимся в Государственном архиве Хабаровского края, уже на 1 апреля 1940 года в мединституте имелось 14 профессоров, 15 доцентов, 102 ассистента и преподавателя, 22 аспиранта и ординатора.

Сейчас, возможно, уже трудно поверить в то, что в середине 70-х годов многие дальневосточные вузы, если не большинство из них, в своем составе не имели докторов наук. А процент дипломированных специалистов, то есть имеющих ученые степени и звания, оставался крайне низким. Разумеется, это обстоятельство вызывало тревогу у всех работников высшей школы, а также у министерского руководства, местных партийных и советских органов. И за это руководители институтов постоянно подвергались справедливой критике. В связи с этим, выступая летом 1975 года с отчетом о работе Совета ректоров вузов Хабаровского края за 1974/75 учебный год, М.П. Даниловский отмечал, «что ректоры ряда вузов слабо организовали работу по обеспечению выполнения задания пятилетнего плана по повышению качественного состава научно-педагогических работников, повышению их квалификации», и что «удельный вес преподавателей с учеными степенями и званиями продолжает оставаться очень низким».

Действительно, положение в этом плане было очень сложным. Такие вузы, как политехнический и педагогический в Комсомольске-на-Амуре, институты народного хозяйства, культуры, физической культуры в Хабаровске, не имели в своем составе ни одного доктора наук, профессора. А в целом ряде вузов планы подготовки кандидатов наук из года в год хронически не выполнялись. Руководители вузов недостаточно использовали целевую аспирантуру для подготовки научно-педагогических кадров. Хотя положительный опыт такой работы имелся в Хабаровском политехническом институте, где за четыре года девятой пятилетки преподавателями было защищено 3 докторских и 148 кандидатских диссертаций, а доля преподавателей с учеными степенями и званиями выросла с 19,8 до 29,8 процента.

Необходимо отметить, что местные партийные и советские органы всячески поддерживали деятельность Совета ректоров вузов Хабаровского края и его председателя М.П. Даниловского. В этой связи стоит подчеркнуть тот факт, что ими были внимательно изучены предложения Совета по дальнейшему развитию в десятой пятилетке (1976 – 1980 гг.) высших учебных заведений, подведомственных Министерству высшего и среднего специального образования: Хабаровского и Комсомольского-на-Амуре политехнических институтов, а также института народного хозяйства.

В конце 1973 года на имя министра высшего и среднего специального образования РСФСР И.Ф. Образцова за подписями секретаря Хабаровского крайкома КПСС А.К. Черного и председателя крайисполкома Н.Е. Подгаева были направлены соответствующие предложения, в связи с предстоящим формированием проектов планов развития Хабаровского края на период 1976 – 1990 годов.

В этих предложениях предусматривалось открытие в десятой пятилетке новых специальностей, увеличение приема студентов на очное, заочное и вечернее отделения по всем указанным вузам, а также дальнейшее развитие их материальной базы. В частности, местными органами власти по инициативе Совета ректоров вносились предложения по строительству для Хабаровского политехнического института учебно-лабораторного корпуса лесоинженерного и химико-технологического факультетов общей площадью 20 тыс. квадратных метров, библиотеки на 1,5 млн. томов, студенческого общежития на 1000 мест, четырех жилых домов, студенческой столовой на 530 мест, а также амбулатории и профилактория. Аналогичные предложения были предусмотрены и в интересах института народного хозяйства и Комсомольского-на-Амуре политехнического института.

Стоит также отметить, что уже в тот период Совет ректоров вузов Хабаровского края установил самое тесное и плодотворное взаимодействие в решении социальных проблем молодежи с Советом директоров средних учебных заведений края.

Таковы были первые шаги Совета ректоров высших учебных заведений Хабаровского края. Несмотря на многие трудности и преграды, которые стояли на его пути, Совет ректоров и его талантливый руководитель профессор М.П. Даниловский всегда высоко держали авторитет этой общественной организации.

 

В.В. Романов, профессор, кандидат исторических наук.

Как Вы относитесь к введению в РФ двухуровневой системы высшего образования - бакалавриат и магистратура (Болонская система)?

(опрос начат Авг. 16, 2010)