СОВЕТ РЕКТОРОВ ВУЗОВ Хабаровского края и Еврейской автономной области 40 лет со дня основания

Борьба за сохранение высшего образования на Дальнем Востоке

Тяжелейшим испытанием для учреждений высшей школы в Хабаровском крае в начале 90-х годов стала нараставшая в стране политическая и экономическая нестабильность. Разрушив вертикаль управления, федеральное руководство после развала СССР во многом утратило свое влияние на субъекты федерации и отстранилось от руководства экономикой страны, очевидно, полагаясь на еще не сформировавшиеся рыночные отношения. Разработанная в условиях резкого экономического спада концепция функционирования органов местного самоуправления означала, что Москва не желала заниматься стабилизацией положения в базовых отраслях, на внутреннем и внешнем рынках. И Дальневосточный регион оказался, как подчеркивал глава администрации Хабаровского края В.И. Ишаев, практически в «безысходном положении».

Все это сразу же сказалось и на положении высших учебных заведений края. Выплата заработной платы и студенческих стипендий стала осуществляться с перебоями и в неполном объеме. Минвуз, Минпрос, а также ведомства, имевшие свои учебные заведения в регионе, прекратили финансирование их содержания и оплаты коммунальных услуг. В вузовских коллективах нарастало недовольство сложившимся положением.

В этой ситуации Совет ректоров вузов Хабаровского края с целью сохранения сложившейся системы высшего образования в регионе принял наиболее правильное решение: опереться на поддержку главы администрации края В.И. Ишаева и на Союз ректоров вузов России. Этот Союз представлял собой совершенно новую, общественную организацию, в которой, в отличие от бюрократов-управленцев из министерских кабинетов, хорошо понимали нависшую над высшей школой смертельную опасность.

Почему руководители вузов возлагали свои надежды на руководителя администрации Хабаровского края В.И. Ишаева?

Дело в том, что в условиях отсутствия правового поля для взаимодействия федеральных и региональных властей, в условиях, когда Москва отказалась выплачивать долги, хотя и полностью взяла под свой контроль финансовые потоки в регионах, одним из первых, кто публично занял бескомпромиссную позицию и решительно заявил о своем несогласии с этим курсом на развал политической и экономической стабильности в стране, был Виктор Иванович Ишаев. Хотя по политической логике и занимаемому положению ему, вроде бы, следовало поддерживать тогдашних московских «реформаторов».

Весьма значимым являлось также и то обстоятельство, что Виктор Иванович возглавлял ассоциацию «Дальний Восток и Забайкалье» и как ее руководитель довольно активно и настойчиво добивался принятия программы комплексного развития всего Дальневосточного региона и придания ей президентского статуса. А это имело для руководителей высших учебных заведений немаловажное значение, так как уже в подготовленном проекте предусматривалось создание необходимых условий для нормального функционирования экономики в регионе, в частности, развитие и реконструкция энергетики, транспорта, связи и т.д. Следовательно, сохранялась потребность в специалистах самого различного профиля – от инженеров и экономистов до учителей и врачей. Понятно, что именно здоровая, развивающаяся экономика создает необходимые предпосылки и условия для нормальной профессиональной подготовки кадров. Именно на это руководители Совета ректоров возлагали свои надежды и видели в этом залог спасения вузов Хабаровского края.

А между тем в московских коридорах власти шла острейшая борьба по согласованию разделов специальной программы развития Дальнего Востока и Забайкалья. Кому-то не очень хотелось вкладывать средства в экономику окраины, полагая, что это занятие является малоэффективным, тем более, что отсюда иногда раздавались угрозы о создании самостоятельной и независимой Дальневосточной республики (ДВР).

Ощущение атмосферы тех дней довольно подробно и интересно передает сам В.И. Ишаев. «Еще в 1992 году, – вспоминает он, – стало абсолютно ясно, что наш регион в результате реформ может свалиться в смертельный экономический штопор. Затратный экономический механизм, чрезвычайная отдаленность от центральных областей страны, оборонная ориентированность промышленного  сектора – все эти объективные условия сразу же отодвигали Дальний Восток в число аутсайдеров, и поэтому требовалось в срочном порядке формировать новую государственную политику по отношению к нашему региону… В 1992 году я докладывал президенту ситуацию. Надо сказать, что Борис Николаевич Ельцин сразу же ухватил суть наших проблем, согласился с тем, что необходимо разработать специальную программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, которая бы учитывала все особенности нашего географического и экономического положения».

Лишь спустя несколько лет, в марте 1996 года на заседании правительства была утверждена Федеральная целевая программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 – 2005 годы (программа «Дальний Восток и Забайкалье»). «Как только Борис Николаевич Ельцин подписал в Хабаровске Указ о присвоении программе «Дальний Восток и Забайкалье» статуса президентской, – вспоминает В.И. Ишаев, – я понял, что политический аспект реализации программы завершен. Осталось самое нелегкое – убедить Москву в необходимости финансирования наших проектов».

Можно предположить, что такую оговорку руководитель администрации Хабаровского края сделал не случайно. И он сам прокомментировал это обстоятельство в другой своей работе «Стратегическое планирование экономического развития» следующим образом: «В 1996 году была утверждена государственная программа развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2005 года, которая стала преемником известной программы развития этого региона до 2000 года, разработанной в 1987 году по инициативе М.С. Горбачева. Сегодня уже очевидно, что судьбы этих программ похожи. Причина тоже очевидна: нормативный  характер и первой, и второй, восходящий к вершинам социалистического нормативного централизованного управления и планирования. Понимание этого факта не должно быть основанием для предания анафеме самого программного метода».

Не вдаваясь в полемику по этому поводу, стоит сказать, что, несмотря на «социалистическую» природу программы «Дальний Восток и Забайкалье» и неудовлетворительное финансирование, она позволила высшей школе Хабаровского края не развалиться, сохранить свой научно-педагогический потенциал и обеспечить динамичное развитие  всех основных параметров своей деятельности. Не говоря уже о том,  что она представляла собой своеобразный путь выхода Дальнего Востока из кризисного состояния и предполагала создание определенного задела для будущего социально-экономического развития.

В ноябре 1992 года в Москве состоялся 1-й съезд Российского Союза ректоров. В его работе принял участие Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин. Съезд избрал руководящие органы Союза и его президента – В.Н. Виноградова, ректора Государственной академии нефти и газа, утвердил устав, определил направления своей деятельности. Съезд обратился к президенту страны с вопросами, требующими безотлагательного решения в целях стабилизации системы высшего образования.

Необходимо подчеркнуть, что работа и решения Первого съезда РСР нашли горячий отклик и поддержку вузовской общественности. Некоторые важные вопросы высшей школы получили свое разрешение. Так, в декабре 1992 года Указом Президента РФ № 768 за государственными вузами были закреплены в бессрочное пользование ранее выделенные им земельные участки, был создан Госкомвуз РФ как федеральный орган исполнительной власти, курирующий высшую школу страны. В течение 1992 – 1993 годов была осуществлена значительная работа по формированию государственно-общественной системы управления высшей школой.

Однако, несмотря на это, финансовое положение вузов катастрофически ухудшалось. Президентский Указ № 1, провозглашавший достойное жалованье для работников высшей школы, оказался блефом и завис в воздухе. В условиях резкого ухудшения экономического положения вузов в июне 1993 года в Москве состоялся Второй чрезвычайный съезд Российского Союза ректоров, который довольно жестко и решительно выдвинул органам власти свои экономические требования. А между тем напряженность в стране нарастала (шахтерские забастовки и сидение горняков на Горбатом мосту, острое политическое противостояние парламента и президента страны, серьезная конфронтация ветвей власти и т.п.). По сути дела, ситуация вышла из-под контроля и закончилась беспрецедентным кровопролитием у Белого дома. Трудно не согласиться с мнением Б.А. Виноградова (бывшего ректора АМГУ), который справедливо подчеркивал, что в то сложнейшее время руководство Союза ректоров России предприняло все для того, чтобы не втянуть студенческую молодежь и вузовскую общественность в этот взрывоопасный конфликт. Именно в эти судьбоносные дни руководство Союза ректоров приняло мудрое обращение к работникам высшей школы страны, в котором была дана взвешенная оценка ситуации и звучал призыв к сдержанности и разуму, благодаря чему удалось предотвратить массовый выход молодежи на улицы.

Несмотря на исключительно сложные экономические и политические проблемы, процесс демократизации управления высшей школой набирал свои обороты. В 1993 – 1994 годах были созданы отраслевые ассоциации вузов, академия наук высшей школы, получили дальнейшее развитие учебно-методические объединения. Большое значение в этом плане имели парламентские слушания «Состояние и перспективы  развития высшей школы Российской Федерации» в апреле 1994 года и принятое тогда же постановление правительства № 407 «О первоочередных мерах по поддержке системы образования».

Благодаря активной деятельности Российского Союза ректоров высшая исполнительная власть вынуждена была пойти на ряд конструктивных мер, дабы снять сложившуюся в системе высшего образования напряженность. В этом отношении положительную роль сыграла резолюция Третьего съезда Союза, проходившего в мае 1994 года, в которой предлагалось прекратить административное навязывание реформ высшей школе, оградить вузы от растаскивания, не принимать законодательных актов, касающихся высшей школы, без предварительной проработки их в Союзе ректоров и в его отделениях на местах, исключить на 10 лет из программы приватизации государственные образовательные учреждения, не допускать при реорганизации необоснованного закрытия действующих вузов, а также перевода вузов федерального подчинения в разряд региональных и муниципальных, а также ряд других требований экономического характера.

С мая 1994 года президентом Российского Союза ректоров стал ректор МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАН В.А. Садовничий, хорошо известный в ученом мире, крупный организатор высшего образования, принципиальный и деловой по своей натуре человек. Именно с его приходом к руководству РСР намного возросло внимание к проблемам высшей школы Дальнего Востока. И вузовская общественность весьма благодарна ему за активную поддержку, оказываемую Совету ректоров вузов Хабаровского края по сохранению и развитию регионального образования в Приамурье.

Уже в марте 1995 года в Благовещенске состоялось выездное заседание правления Российского Союза ректоров с участием ректоров высших учебных заведений Дальневосточного региона. Участники заседания обсудили основные принципы регионального управления высшими учебными заведениями Дальнего Востока, рассмотрели соглашение о сотрудничестве между Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, Российским Союзом ректоров и субъектами Российской Федерации Дальневосточного региона в реализации федерально-региональных принципов функционирования высших учебных заведений, одобрили концепцию развития Амурского государственного университета.

Вот что писал по этому поводу в статье «Роль высшей школы в развитии реформ и стабилизации экономики», опубликованной в марте 1995 года в вестнике «Высшая школа Хабаровского края», председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края профессор В.Г. Григоренко:

«В течение многих десятилетий подготовка специалистов складывалась как часть единой централизованной системы подготовки кадров, ориентированной в первую очередь на отраслевые секторы единой экономики страны. Одним из недостатков подобной модели развития высшей школы являлось слабое региональное профилирование высшего образования, а также недостаточный учет хозяйственной специализации региона, потребностей населения дальневосточных территорий в образовательных услугах».

В связи с этим руководство Совета ректоров Хабаровского края особо отмечало, что в новых условиях реформирования экономики, внедрения рыночных принципов ее регулирования, региональная политика в области высшего профессионального образования должна быть направлена как на безусловное сохранение единства российского образовательного пространства, так и на развитие региональных научно-образовательных вузовских комплексов на Дальнем Востоке и установление ими тесных связей с учебными и научными структурами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В целях усиления демократических начал в региональной деятельности высшей школы Государственным комитетом по высшему образованию совместно с Российским Союзом ректоров было подготовлено Положение о Совете ректоров вузов региона. В соответствии с ним он становился государственно-общественным органом управления и самоуправления региональной системой высшего образования, выполняющим также функцию органа управления реализацией региональных программ реформирования высшего образования.

В этих условиях значительно возросла роль Совета ректоров вузов в реализации, при тесном взаимодействии с администрацией Хабаровского края, целого ряда приоритетных задач, в число которых входили:

  • анализ современного состояния и прогнозирование развития хозяйственного комплекса Хабаровского края;
  • выявление реальных потребностей региона в кадрах по направлениям и номенклатуре специальностей;
  • оценка реальной готовности имеющихся образовательных и научных учреждений в обеспечении потребности региона в необходимых специалистах и научных разработках;
  • выбор модели структурной перестройки региональной сети образовательных и научных учреждений на основе их дифференциации и интеграции в учебно-научные системы академического типа с целью оптимального удовлетворения текущих и перспективных потребностей региона в специалистах и научных разработках, в том числе для целей малого и среднего предпринимательства в области инновационной деятельности;
  • региональное профилирование содержания образовательных программ на основе создания национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов;
  • участие образовательных и научных учреждений в разработке и реализации региональных научно-технических программ экономического, экологического, социального, политического и культурного развития;
  • определение источников и масштабов многоканального финансирования программного развития и деятельности территориальной системы образовательных и научных учреждений;
  • формирование и развитие структур управления региональной системой образовательных и научных учреждений.

Для решения этих задач была создана рабочая группа по разработке программы развития высшего и среднего профессионального образования в Хабаровском крае на период до 2000 года.

К этому времени Совету ректоров Хабаровского края, который возглавлял доктор технических наук. профессор В.Г. Григоренко (ректор Дальневосточной государственной академии путей сообщения), удалось добиться определенной стабилизации ситуации в сфере высшего образования. Несмотря на крайне сложную экономическую и демографическую ситуацию в стране и в регионе, в сравнение с 80-ми годами ХХ века, увеличилось общее число студентов, в большинстве вузов открывалась подготовка по новым специальностям. В начале 1995 года в крае действовали 15 высших учебных заведений и филиалов центральных вузов, в которых обучалось в общей сложности 39 тысяч студентов, трудились 210 докторов наук, профессоров, 1450 кандидатов наук, доцентов.

Вузы края расширили свое участие в различных научно-технических программах, таких как «Университеты России», «Дальний Восток», «Конверсия», включились в целый ряд международных программ, в том числе по подготовке иностранных студентов – прежде всего из Китая и ряда других стран Азиатско-Тихоокеанского региона. За счет этих и других внебюджетных источников финансирования, выполнения хоздоговорных научно-исследовательских работ, многим вузам удалось укрепить свою материально-техническую учебную базу, приобретать необходимые приборы и оборудование, решать вопросы материального стимулирования профессорско-преподавательского состава.

О большом внимании к высшей школе дальневосточной окраины России свидетельствовал тот факт, что на пленарном заседании Четвертого съезда Российского Союза ректоров, который проходил в Москве в марте 1996 года, с докладом «Региональные аспекты развития высшей школы и проблемы вузов Дальнего Востока» выступил председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края В.Г. Григоренко.

Таким образом, благодаря прежде всего позиции руководства Российского Союза ректоров, в этот сложнейший для страны период было обеспечено тесное взаимодействие между этим авторитетным общественным органом и региональными Советами ректоров, а также сотрудничество с органами исполнительной субъектов федерации Дальнего Востока. Все это позволило сохранить высшую школу и в значительной мере стабилизировать ситуацию в области высшего образования и в Хабаровском крае.

В.В. Романов, профессор, кандидат исторических наук.

Как Вы относитесь к введению в РФ двухуровневой системы высшего образования - бакалавриат и магистратура (Болонская система)?

(опрос начат Авг. 16, 2010)